Материалы

Как помочь старшеклассникам написать сочинение-рассуждение

 

Не секрет, что самой сложной в ЕГЭ по русскому языку является часть 2, пред­полагающая написание сочинения по исходному тексту. Если выполнить правильно всю часть 1, не приступив к эссе, то тестовый балл будет не выше 60. Основная трудность, с которой сталкивается большинство учеников при написании текста, – определение проблемы, которая затрагивается в том или ином произведении.

В 2017 году в библиотеках города начали проводить библиотерапевтические ме­роприятия по произведениям классиков, призванные помочь старшеклассникам грамотно написать сочинение-рассуждение и получить за него самый высокий балл.

Задача этих мероприятий – научить старшеклассников определять проблему, уви­деть позицию автора, а также отразить свою собственную. И что самое главное – научить творчески воспринимать текст. Как писал основоположник «библиологической психо­логии» Николай Александрович Рубакин, суть чтения заключается «не столько в том, что читатель выносит из книги, сколько в том, что он сам переживает во время ее чтения, – и в том, что он передумывает, читая ее, в том, какие чувства, настроения, стремления, мечты и т. д. зарождаются при этом в читательской душе и стремления к каким именно действиям».

В этом году было проведено три таких мероприятия:

1. «Когда не бывает победителей» – библиотерапия по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Автор произведения не предлагает найти лекарство от скуки: «Будет и того, что болезнь указана, а как ее излечить – это уж Бог знает», поэтому ребята сами пробуют найти ответ в пословицах, мифах, работах философов. Проблема скуки, как оказалось, актуальна и для юношей нашего времени.

2. «Как узнать и обезвредить негативных людей в своей жизни» – мероприятие по повести Г. Троепольского «Белый Бим, Черное ухо». В жизни не всегда можно отличить добро и зло, но в повести о Биме перепутать эти понятия невозможно. На одном полюсе – доброта, доверие, на другом – бесчеловечность, жестокость, зло рядом с ложью. Отношение к судьбе одинокого пса разделило людей на два лагеря. И задача каждого из нас – сделать так, чтобы большинство оказалось на стороне человечности, великодушия, любви к живым существам. Ребятам были представлены психологические типажи негативных людей и подробно рассказано о том, чем мы можем привлекать их внимание к себе, продемонстрированы способы ухода от контактов с ними.

3. «Какие нежности при нашей бедности» – библиотерапия по пьесе А. Н. Остров­ского «Бедность не порок». Каждый герой пьесы проходит свой путь развития: где-то он ошибается, где-то бывает прав. При анализе поступков героев мы обратились к таким критериям, как деньги, моральный долг, любовь, родственные узы. В ходе обсуждения ребята пришли к выводу, что на каждом промежутке жизненного пути человека ждут испытания, связанные с этими понятиями.

Для этого мероприятия были составлены карточки с психологическими пор­третами героев, поочередно вытягивая которые, дети отвечали на следующие воп­росы:

- «Как вы понимаете фразу “Дуракам не впрок богатство, оно нас портит. С день­гами надо обращаться умеючи».

- «Не у всех есть талант обращения с деньгами. Можно ли этому научиться?»

- «Кому из героев деньги принесли счастье и почему?»

Таким образом, метод библиотерапии дает каждому читателю возможность открыть новые способы и алгоритмы выхода из проблемной ситуации.

552

553