МУК ЦБС
ГОРОДА
КРАСНОДАРА
Муниципальное учреждение культуры
муниципального образования город Краснодар
«Централизованная библиотечная система города Краснодара»
ОСНОВНЫЕ ПОПРАВКИ В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И ПРАВОВЫЕ АКТЫ НА ТЕРРИТОРИИ РФ В СФЕРЕ ЖКХ В 2013 г.
Изменения, внесенные в законодательство РФ, дают возможность жителям и собственникам более эффективно бороться с недобросовестным исполнением обслуживающими организациями своих обязанностей и, по мысли законодателей, должны способствовать улучшению ситуации в сфере обслуживания многоквартирных домов (МКД).
Органы исполнительной власти на местах обязаны проверять правомерность принятия общим собранием собственников помещений решения о создании товарищества собственников жилья (ТСЖ) или о выборе юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом (МКД), в целях заключения договора управления (ст. 20 Жилищного кодекса РФ).
Орган местного самоуправления на основании обращения граждан, председателя совета дома, органов управления ТСЖ или жилкооператива о невыполнении управляющей организацией обязательств, предусмотренных ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ, т.е. невыполнении работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД, обязан в пятидневный срок организовать проверку деятельности управляющей компании (УК). Если выявлены нарушения, то не позднее чем через 15 дней орган местного самоуправления созывает собрание собственников помещений в данном доме для решения вопросов о расторжении договора с такой УК и о выборе новой управляющей организации или об изменении способа управления МКД (ст. 165 ЖК РФ). Таким образом, до введения Закона N 123-ФЗ от 4 июня 2011 г. «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусматривался односторонний порядок расторжения договора управления МКД, но не было возможности принять решение о выборе иной управляющей организации. Так данная норма косвенно приводит к повышению уровня качества оказываемых услуг управляющей организацией собственникам МКД.
Утратила силу ст. 139 ЖК РФ, т.е. после вступивших изменений в ЖК РФ невозможно сформировать ТСЖ в строящихся многоквартирных домах. В результате непорядочных застройщиков лишили возможности создавать "карманные" ТСЖ. И как следствие, получил рождение договор на управление многоквартирным домом, который заключается между застройщиком и управляющей организацией, которая стала победителем по результатам открытого конкурса, так как, согласно п. 13 ст. 161 ЖК РФ, "в течение десяти рабочих дней со дня выдачи... разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, обязан провести открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления этим домом". Правда, на сегодняшний день застройщики всячески уклоняются от заключения такого договора, потому что независимая управляющая организация все строительные недоделки потребует устранить.
Появился новый институт контроля за деятельностью управляющей организации, предусмотренный ст. 161.1 ЖК РФ: совет многоквартирного дома, который наделен всеми полномочиями проверять исполнение управляющей компанией своих обязательств по договору управления. При этом совет дома создается в тех домах, где отсутствует ТСЖ или ЖСК, ЖК (жилкооперативы).
Изменился и порядок проведения общих собраний собственниками помещений. Часть 1 ст. 47 ЖК РФ говорит о том, что только в случае, если собственниками помещений в форме прямого присутствия не был собран кворум для принятия решений, возможно проведение общего собрания собственников помещений в форме заочного голосования. То есть закрывается лазейка, благодаря которой можно было сразу принимать решения в обход воли жильцов, прикрывая их фиктивными документами о заочном голосовании.
Произошли серьезные изменения и в части законодательства о предоставлении коммунальных услуг гражданам. Это Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354. Наиболее существенным моментом является то, что дано законодательно четкое определение, что коммунальные ресурсы - это холодная, горячая вода, электрическая энергия, тепловая энергия, природный газ и прочие виды ресурсов. А предоставление коммунальных услуг - это осуществление деятельности исполнителя (управляющая организация является именно исполнителем) по подаче потребителям любого коммунального ресурса.
Согласно разработанной и рекомендованной форме единого платежного документа Минэкономразвития, коммунальные услуги на общедомовые нужды выделены отдельными строками для каждого вида коммунального ресурса. При этом данная норма должна была вступить в действие с 1 сентября 2012 г., однако в итоге передана на усмотрение органам местного самоуправления в регионах.
В соответствии с п. 117 Правил у исполнителя появилось право ограничить или приостановить предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги через 30 дней после письменного уведомления. При этом под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате коммунальной услуги в размере, превышающем сумму трех месячных размеров платы за коммунальную услугу, т.е. если потребитель не платит, допустим, за воду более трех месяцев, управляющая компания письменно уведомляет его о наличии задолженности и предлагает погасить ее. Если по истечении 30 дней с момента уведомления потребитель не гасит задолженность, управляющая компания имеет право прекратить подачу ресурса. Правда есть одно но: это возможно осуществить только в новых домах; в старом жилом фонде это практически невозможно.
Письмом ФСТ России от 06.03.2013 N СН-2164/5 "О направлении методических рекомендаций" субъектам РФ направлены рекомендации по приведению платы граждан за коммунальные услуги в 2013 г. к уровню не более 6 процентов в среднегодовом исчислении по сравнению с уровнем декабря прошлого года. Сумма денежных средств, уплаченная в период с 1 января 2013 г. до даты установления ограничений на 2013 г., должна быть возвращена потребителю коммунальных услуг или удержана в счет оплаты коммунальных услуг в течение одного года .
Новым на 2013 г. является то, что теперь все владельцы жилья в многоквартирных домах должны будут оплачивать две составляющие по каждому виду коммунальных услуг (отопление, холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение). Во-первых, за потребление коммунальных услуг в принадлежащем им жилом помещении. Во-вторых, за потребление коммунальных услуг на общедомовые нужды. Оба этих пункта будут прописываться в ежемесячном платежном документе отдельно.
Плата за услуги в жилом помещении будет определяться по показаниям индивидуальных приборов учета. Если такие приборы не установлены, платить придется по нормативам потребления, определенным в новых правилах.
Оплата услуг на общедомовые нужды будет начисляться пропорционально площади каждого жилого и нежилого помещения в доме.
Теперь что касается предоставления льгот на оплату услуг. Порядок их предоставления не изменился. Поменяется только порядок определения помесячного размера компенсационной части платы из бюджета ввиду того, что размер субсидии зависит от размера платы, который теперь будет рассчитываться от фактического объема потребления услуг. Например, при оплате услуг отопления льгота будет предоставляться только в отопительный период.
Следует отметить еще ряд аспектов новых правил. Так, в них предусмотрено ужесточение мер ответственности в отношении недобросовестных потребителей. Теперь ограничивать предоставление услуг или отключать их будут при наличии трехмесячной, а не полугодовой задолженности, как это было раньше.
Вместе с тем в новых правилах четко прописана процедура проведения проверок по фактам непредоставления коммунальных услуг или предоставления их ненадлежащего качества. Закреплено право потребителей (при наличии решения собственников помещений в многоквартирном доме) вносить плату за услуги напрямую в ресурсоснабжающую организацию. По новым правилам исполнитель коммунальных услуг обязан предоставлять потребителю рассрочку сроком на 1 год, если размер платы за услугу в расчетном месяце превысил более чем на 25% размер платы за аналогичный расчетный месяц прошлого года. При этом потребитель вправе сам решать - воспользоваться такой рассрочкой или нет.
Согласно разработанной и рекомендованной форме единого платежного документа Минэкономразвития, коммунальные услуги на общедомовые нужды выделены отдельными строками для каждого вида коммунального ресурса. В результате управляющие компании не смогут брать лишние деньги, и жители будут видеть реальные цифры.
В Постановлении Правительства РФ от 16.03.2013 N 221 "О внесении изменений в Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" уточнен перечень документов, необходимых для получения субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также порядок их представления. Для получения субсидии граждане по месту жительства представляют соответствующее заявление с приложением необходимых документов, предусмотренных п. 8 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 N 761. Внесенными поправками предусмотрен порядок получения отдельных документов с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия (в том числе копий документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования жилым помещением, документов, подтверждающих отнесение совместно проживающих лиц к членам семьи, а также подтверждающих гражданство РФ).