teatr

2019

2019

teatr

2222

nav

gid

tvr

no day whithout book

Мы в социальных сетях

vk2344  Библиотеки Краснодара

blog Библиотечный навигатор

blog Книжный гид Краснодара

twiterr ЦБС Краснодара

ok Муниципальные библиотеки Краснодара

2344 Информационно-библиографический отдел ЦГБ им. Н. А. Некрасова

vk Тургеневский мир (Детская библиотека им. И. С. Тургенева)

vk Тук-тук. Библиотека – доставка на дом (Библиотека им. Н. А. Островского)

2344 @ostrovbibl (Библиотека им. Н. А. Островского)

vk Библиомаяк (Библиотека им. В. В. Маяковского)

vk2344 Библиотека-филиал № 38

vk Библиотека им. Ю. П. Кузнецова

vk2344  "Маршаковский Дом"

vk Детская библиотека № 4

vk2344 Детская библиотека им. К. И. Чуковского

vk "Детский отдел" (Библиотека им. Н. В. Гоголя)

vk ok Библиотека им. К. А. Обойщикова

ok 2344 Детская библиотека № 1 им. В. П. Бардадыма

version

Материалы

Путеводитель по налогам. Практическое пособие по уплате налогов. Взыскание недоимки, пеней, штрафов.

 

ПОРЯДОК ПРИЗНАНИЯ НЕДОИМКИ, ЗАДОЛЖЕННОСТИ

ПО ПЕНЯМ, ШТРАФАМ, БЕЗНАДЕЖНЫХ К ВЗЫСКАНИЮ, И ИХ СПИСАНИЕ

 

Примечание

Рассмотренный далее порядок признания недоимки, установленный ст. 59 НК РФ, применяется в отношении задолженности по налогам, а также недоимки по страховым взносам в соответствии с ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ.

 

Основания и порядок признания недоимки, задолженности по пеням, штрафам, безнадежным к взысканию, и их списание

 

Недоимка, задолженность по пеням и штрафам признаются безнадежными к взысканию в том числе в ситуациях (пп. 1, 2, 3, 4, 4.1 п. 1 ст. 59 НК РФ):

1) ликвидации организации;

2) исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность, из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа при вынесении судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства в связи с возвратом взыскателю исполнительного документа согласно положениям, предусмотренным п. 3 или п. 4 ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ <1>.

--------------------------------

<1> Данное основание признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням и штрафам введено с 3 августа 2016 г. положениями пп. "а" п. 2 ст. 1, ст. 3 Федерального закона от 03.07.2016 N 240-ФЗ. Отметим, что относительно даты начала действия указанного Закона существует неопределенность, связанная с исчислением срока его вступления в силу; подробнее см. Справочную информацию;

 

3) признания индивидуального предпринимателя банкротом;

4) смерти налогоплательщика – физического лица;

5) наличия судебного акта, согласно которому инспекция не вправе взыскивать эту задолженность в связи с истечением установленного срока ее взыскания;

6) вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства при возврате взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным п. п. 3, 4 ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ, если с даты образования недоимки и (или) задолженности по пеням и штрафам прошло более пяти лет, в следующих случаях:

– размер недоимки (задолженности) не превышает размера требований к должнику, установленного законодательством РФ о несостоятельности (банкротстве) для возбуждения производства по делу о банкротстве;

– судом возвращено заявление о признании должника банкротом или прекращено производство по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве.

Кроме того, при утрате налоговыми органами возможности взыскания безнадежными к взысканию признаются переданные им от ПФР и ФСС РФ (ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ):

– недоимка по страховым взносам и задолженность по соответствующим пеням и штрафам, образовавшиеся на 1 января 2017 г.;

– суммы страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленные ПФР и ФСС РФ и подлежащие уплате по результатам контрольных мероприятий, которые проведены за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 г.

По общему правилу недоимку и задолженность по страховым взносам, переданные ПФР и ФСС РФ, налоговые органы списывают в порядке, установленном ст. 59 НК РФ (ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ).

С 29 января 2018 г. в отношении сумм, срок взыскания которых истек в период с 1 января 2017 г. до даты подписания акта приема-передачи, должен применяться порядок списания, утверждаемый ФНС России (ч. 3.1 ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ, ст. 6, ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ). Он применяется, только если на 29 декабря 2017 г. не было судебного акта, подтверждающего невозможность взыскать задолженность (ч. 10 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ). На данный момент такой порядок еще не утвержден.

О порядке списания задолженности по страховым взносам, возникшей до 2017 г. у предпринимателя, см. готовое решение.

Безнадежными к взысканию также признаются следующие суммы, образовавшиеся на 1 января 2015 г.:

– у физических лиц – недоимка и соответствующие суммы пени по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу (п. 1 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ);

– у индивидуальных предпринимателей и лиц, утративших такой статус, – недоимка, пени и штрафы по налогам (за исключением НДПИ, акцизов и налогов, связанных с перемещением товаров через границу РФ). Основание – п. 2 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ.

Решение о списании недоимки, пеней и штрафов, образовавшихся на 1 января 2015 г. в указанных выше случаях, принимается налоговым органом самостоятельно (п. 3 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ).

Что касается оснований для списания недоимки (пеней, штрафов), перечисленных в п. 1 ст. 59 НК РФ, то их значительная часть связана с прекращением организацией или индивидуальным предпринимателем своей деятельности и недостаточностью имущества для погашения задолженности по платежам в бюджет.

Для самого налогоплательщика остается только один способ добиться признания недоимки (пеней, штрафов) безнадежной к взысканию и последующего ее списания. Для этого необходимо получить судебный акт, из которого следует, что налоговый орган не вправе взыскивать с вас налоговые платежи, поскольку истекли предельные сроки их взыскания. Соответствующий вывод может содержаться не только в резолютивной, но и в мотивировочной части любого судебного акта по налоговому спору (п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57, пп. "а" п. 4 Приложения 2 к Приказу ФНС России от 19.08.2010 N ЯК-7-8/393@). Таким актом может быть:

– решение суда по существу спора, например об отказе инспекции во взыскании с налогоплательщика платежей в бюджет в связи с истечением срока взыскания (ч. 1 ст. 167 АПК РФ);

– определение суда об отказе налоговому органу в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании недоимки, пеней, штрафов (пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ);

– иной судебный акт по любому налоговому спору, где будет содержаться вывод об утрате инспекцией права взыскания с налогоплательщика платежей в бюджет в связи с истечением срока их взыскания.

Пленум ВАС РФ также отметил, что после вступления в силу любого из перечисленных судебных актов налоговый орган должен немедленно исключить запись о задолженности из лицевого счета налогоплательщика (абз. 4 п. 9 Постановления от 30.07.2013 N 57).

Кроме того, Пленум ВАС РФ указал, что инициировать судебное разбирательство для получения такого акта вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик (п. 9 Постановления от 30.07.2013 N 57). Аналогичное мнение высказал Конституционный Суд РФ в Определении от 26.05.2016 N 1150-О. См. также Определение Верховного Суда РФ от 01.11.2017 N 18-КГ17-179.

Например, на основании акта сверки или полученной справки о состоянии расчетов налогоплательщик может обратиться в суд с требованием о признании инспекции утратившей право взыскать задолженность в связи с истечением сроков принудительного взыскания или о признании недоимки безнадежной к взысканию.

Поэтому, если у вас есть акт, согласно которому налоговый орган не вправе взыскивать с вас налоговые платежи, необходимо подать в инспекцию заявление о признании недоимки (пеней, штрафов) безнадежной к взысканию и ее списании. К нему приложите копию вступившего в силу судебного решения (определения), заверенного гербовой печатью соответствующего суда (пп. "а" п. 4 Приложения 2 Приказа ФНС России от 19.08.2010 N ЯК-7-8/393@).

В течение шести рабочих дней со дня получения этих документов налоговый орган должен вынести решение о признании задолженности безнадежной к взысканию и ее списании. Это установлено п. п. 4, 5 Порядка списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию, утвержденного Приказом ФНС России от 19.08.2010 N ЯК-7-8/393@ (Приложение N 1).

Форма решения также утверждена Приказом ФНС России от 19.08.2010 N ЯК-7-8/393@.

Информировать вас о вынесении решения налоговый орган не обязан. Однако вы можете запросить копию решения, и налоговый орган обязан ее выдать (пп. 9 п. 1 ст. 21, пп. 12 п. 1 ст. 32 НК РФ).

Кроме того, налоговый орган обязан отозвать частично или полностью не исполненные поручения на списание и перечисление денежных средств со счетов (на перевод электронных денежных средств) налогоплательщика, выставленные при взыскании задолженности, которая признана безнадежной (п. 4.1 ст. 46 НК РФ).

Если налоговый орган отказал вам в списании недоимки (пеней, штрафов) или не выносит решение, вы можете обжаловать это действие (бездействие) инспекции в вышестоящий налоговый орган, а затем, при необходимости, в суд (ст. 137, п. п. 1, 2 ст. 138 НК РФ).

 

СИТУАЦИЯ: Заявление налогоплательщика в суд об установлении факта утраты инспекцией возможности взыскать задолженность в связи с истечением сроков для взыскания

 

Напомним, чтобы инспекция исключила старую задолженность из карточки РСБ, необходимо получить судебный акт об утрате налоговым органом права ее взыскать в связи с истечением предельных сроков взыскания. Инициатива получения соответствующего судебного акта может исходить как от налогового органа, так и от налогоплательщика.

Как мы уже отмечали, налогоплательщики для получения соответствующего акта, как правило, оспаривают в суде справку о состоянии расчетов с бюджетом. Дело в том, что в справке содержатся сведения о задолженности перед бюджетом, возможность взыскания которой уже утрачена. Однако оговорка об этом в справке обычно отсутствует, что нарушает ваши права как налогоплательщика. И если в ходе такого разбирательства суд установит, что инспекция пропустила сроки взыскания недоимки, то в решении он укажет на утрату налоговым органом возможности ее взыскания (см., например, Постановления ФАС Уральского округа от 22.08.2012 N Ф09-6509/12, ФАС Московского округа от 15.02.2012 N 40-52479/11-116-151).

Однако на практике возникает вопрос: может ли налогоплательщик напрямую обратиться в суд с заявлением об установлении факта утраты инспекцией возможности взыскать задолженность в связи с истечением сроков ее взыскания и получить соответствующий акт?

Налогоплательщики нередко обращаются с таким заявлением в суд в порядке особого производства (гл. 27 АПК РФ). Ранее существовала вероятность, что судебные органы оставят данное заявление без рассмотрения. Суды полагали, что между сторонами возникает спор о праве, поскольку разногласия связаны с неисполнением налогоплательщиком обязанности по уплате спорной задолженности, а не наличием юридического факта. Следовательно, заявление налогоплательщика не подлежит рассмотрению в порядке особого производства (ч. 3 ст. 217 АПК РФ, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.07.2011 N А58-136/11 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 13.02.2012 N ВАС-15044/11)).

Однако Президиум ВАС РФ в Постановлении от 15.01.2013 N 10534/12 указал, что такое заявление об установлении факта, имеющего юридическое значение, подлежит рассмотрению судом в порядке искового производства с учетом положений гл. 22 АПК РФ. Судьи посчитали, что налогоплательщик вправе обратиться в суд с заявлением о признании недоимки безнадежной к взысканию и обязанности по ее уплате прекращенной. При этом, если в заявлении налогоплательщик требует установить факт утраты инспекцией возможности взыскать задолженность, данное требование, по сути, также является требованием о признании налоговой задолженности безнадежной. Суд должен установить это при подготовке дела к судебному разбирательству в соответствии с положениями ст. ст. 133, 135 АПК РФ.

Заметим, что аналогичная позиция изложена в Постановлении Пленума ВАС РФ: налогоплательщик может инициировать судебное разбирательство и обратиться с заявлением о признании недоимки безнадежной к взысканию непосредственно в суд (п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).

Следует отметить, что до принятия Постановления Президиума ВАС РФ от 15.01.2013 N 10534/12 судьи не рассматривали заявления с требованиями о признании недоимки безнадежной. Аргументировалось это следующим. Налоговый кодекс РФ не относит арбитражные суды к органам, уполномоченным признавать налоговую задолженность безнадежной к взысканию (п. 2 ст. 59 НК РФ). При этом исходя из пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ до обращения с заявлением о признании задолженности безнадежной к взысканию необходимо установить в судебном порядке факт утраты права налогового органа на взыскание такой задолженности (см., например, Постановление ФАС Дальневосточного округа от 16.05.2012 N Ф03-1415/2012 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 12.07.2012 N ВАС-8212/12)).

Таким образом, учитывая подход Президиума ВАС РФ для списания «старой» недоимки налогоплательщику следует в порядке гл. 22 АПК РФ заявить требование о признании недоимки безнадежной к взысканию (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 22.05.2013 N А45-15746/2012). Однако отметим, что исходя из положений ст. 59 НК РФ более обоснованным будет заявить в порядке гл. 22 АПК РФ требование о признании инспекции утратившей право на взыскание недоимки, а не о признании недоимки безнадежной к взысканию. Это связано с тем, что признать недоимку безнадежной могут только налоговые и таможенные, но не судебные, органы (п. 2 ст. 59 НК РФ).

Вместе с тем, если налогоплательщик обратится в суд в порядке особого производства по заявлению об установлении факта, имеющего юридическое значение, суд, учитывая позицию Президиума ВАС РФ, примет его к производству. Однако рассмотрит это заявление уже в порядке гл. 22 АПК РФ.

 

Официальный сайт Федеральной налоговой службы - www.nalog.ru

 

Материал подготовлен экспертами компании «КонсультантПлюс».

 

 

Рекомендуем посетить