Материалы

Куда жаловаться на управляющую компанию?

 

Управляющая компания – это организация (очень редко – индивидуальный предприниматель), которая управляет многоквартирным домом (далее – МКД) на основании договора об управлении МКД и обладает лицензией на осуществление этой деятельности (ч. 1 ст. 162, ч. 1 ст. 192 ЖК РФ).

Управление МКД должно гарантировать:

– благоприятные и безопасные условия проживания граждан,

– надлежащее содержание общего имущества МКД,

– решение вопросов пользования имуществом МКД,

– предоставление коммунальных услуг жителям МКД (ч. 1 ст. 161 ЖК РФ).

 

Если УК небрежно относится к исполнению своих обязанностей, не исполняет их вовсе, пытается злоупотребить своим положением или учиняет жителям МКД иные притеснения, есть смысл обратиться за помощью в компетентные органы.

 

Обращение в орган жилнадзора субъекта РФ

 

Именно региональные органы жилищного надзора (во многих субъектах РФ они носят название «жилищная инспекция») выдают УК лицензии на управление МКД (ч. 1 ст. 192 ЖК РФ). Следовательно, они уполномочены осуществлять лицензионный контроль за работой УК (ч. 3 ст. 192 ЖК РФ). Например, провести внеплановую проверку по факту обращения жителей МКД, если в этом сообщении говорится о том, что УК нарушает лицензионные требования (ч. 3 ст. 196 ЖК РФ).

При этом практически любой недочет в деятельности УК МКД является нарушением лицензионных требований, ибо к этим требованиям, в том числе, относятся:

– оказание всех услуг и выполнение всех работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в МКД, причем их качество должно соответствовать требованиям Правил содержания общего имущества в МКД;

– предоставление коммунальных услуг, качество которых должно соответствовать Правилам предоставления коммунальных услуг (п. 3 постановления Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению МКД»).

 

Жалоба в орган жилищного надзора вашего региона составляется в произвольной форме, но в ней обязательно должны быть:

– наименование органа жилнадзора;

– ваши ФИО. Жалоба ни в коем случае не должна быть анонимной, ее просто не прочтут. Не стоит также подписываться чужим именем;

– ваш адрес (или адрес, на который напишут ответ);

– описание проблемы с УК;

– ваша личная подпись;

– дата.

Рекомендуем также оставить телефон и/или E-mail для связи.

 

Письмо с жалобой можно отправить двумя способами:

1. Почтой России обычным бумажным письмом в обычном конверте с обратным адресом, маркой. Если хочется, можно послать письмом с уведомлением о вручении или ценным письмом, но это не обязательно.

2. Через портал госуслуг.

 

Обычное электронное письмо на электронный адрес жилинспекции – теоретически – могут принять во внимание, но организовать по нему внеплановую проверку запрещено законом (ч. 3 ст. 10 Закона N 294-ФЗ). То же самое относится к анонимкам.

Если все указанные требования соблюдены, то в течение месяца после получения письма вам обязательно ответят (ч. 1 ст. 12 Закона N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ»). Если не ответят, то уже чиновников жилнадзора можно оштрафовать по ст. 5.59 КоАП РФ (нарушение порядка рассмотрения обращений граждан).

 

Обращение в Роспотребнадзор

 

Жители МКД выступают в качестве потребителей в отношениях с УК, связанных с исполнением договора управления домом (ч. 1.1 ст.161 ЖК РФ, п. 7 Обзора судебной практики, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 12.07.2017). Поэтому жаловаться на то, что УК обидела вас как потребителя, можно и в Роспотребнадзор. Но для того, чтобы Роспотребнадзор мог принять эффективные меры, необходимо сначала обратиться с письменной претензией в саму управляющую компанию (пп. в п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ).

Строго говоря, если из-за деятельности УК страдает или может пострадать ваше здоровье или, тем более, жизнь, то можно сразу писать в Роспотребнадзор, не общаясь предварительно с УК. Но такое бывает в самых «запущенных» случаях – обваливаются стены или потолок, из крана идет совершенно непригодная для питья вода и т.п. (пп. аи б п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ).

Если же все пока не так ужасно, то сначала нужно написать жалобу в саму управляющую компанию и дождаться от нее ответа. Или не дождаться – для Роспотребнадзора это все равно.

Претензия составляется в произвольной форме и подписывается, в ней должны быть указаны ваши ФИО, адрес, законные основания, по которым вы проживаете в квартире обслуживаемого дома.

 

Можно отнести в УК два экземпляра претензии и попросить, чтобы на одном вам поставили штамп УК о принятии претензии и дату. Можно отправить
по почте письмом с описью вложения и/уведомлением о вручении. Почтовые квитанции не выбрасывайте!

Если через 2–3 недели УК не исправит свои ошибки, или исправит их неполностью, или вообще проигнорирует вашу претензию, – можно смело жаловаться на нее в Роспотребнадзор. Жалоба составляется в произвольной форме, но там обязательно должны быть:

– наименование органа Роспотребнадзора;

– ваши ФИО. Жалоба ни в коем случае не должна быть анонимной, ее просто не прочтут. Не стоит также подписываться чужим именем;

– ваш адрес (или адрес, на который напишут ответ);

– описание проблемы с УК;

– доказательства того, что вы уже ранее обращались в УК (вот тут
и пригодятся копия претензии со штампом УК о принятии или почтовые квитанция и уведомление о вручении);

– ваша личная подпись;

– дата.

Рекомендуем также оставить телефон и/или E-mail для связи.

 

Письмо с жалобой можно отправить двумя способами:

1. Почтой России обычным бумажным письмом в обычном конверте
с обратным адресом, маркой. Если хочется, можно послать письмом
с уведомлением о вручении или ценным письмом, но это не обязательно.

2. Через портал госуслуг.

 

Обычное электронное сообщение в Роспотребнадзоре могут изучить,
но организовать по нему внеплановую проверку запрещено законом (ч. 3 ст. 10 Закона N 294-ФЗ). То же самое относится к анонимкам.

Если все указанные требования соблюдены, то в течение месяца после получения письма вам обязательно ответят (ч. 1 ст. 12 Закона N 59-ФЗ
«О порядке рассмотрения обращений граждан РФ»). Если не ответят, то уже санитарных инспекторов можно оштрафовать по ст. 5.59 КоАП РФ (нарушение порядка рассмотрения обращений граждан).

 

Обращение в муниципальную жилищную инспекцию

 

У органов местного самоуправления всегда есть свои собственные жилищные инспекции. Однако их полномочия значительно скромнее
в сравнении с региональными: региональные могут проверить любую УК
и любой обслуживаемый МКД, а муниципальные – только те дома, в которых есть муниципальное жилье (ч. 1.1 ст. 20 ЖК РФ). Поэтому жаловаться
в орган МСУ есть смысл только в том случае, если в доме, где бесчинствует УК, есть хотя бы одна неприватизированная квартира. Жалобщик при этом может проживать в своей собственной. Если же все квартиры в частных руках – увы, муниципалы вторгаться в МКД не имеют права*(1).

Жалоба в муниципальную жилищную инспекцию составляется
и отправляется по тем же правилам, что и жалоба в региональный жилнадзор (см. выше).

 

Обращение в прокуратуру

 

Поскольку прокуратура задумывалась как орган, надзирающий
за исполнением законов и защищающий права человека и гражданина,
а также охраняемые законом интересы общества и государства (ст. 1 Закона о прокуратуре), то жаловаться туда можно о любом беззаконии, в чем бы оно ни выражалось. Например, в ненадлежащем исполнении договора об управлении МКД.

Для того, чтобы пожаловаться прокурору, необязательно предварительно обращаться в УК или еще куда бы то ни было.

Форма обращения – произвольная, но есть обязательные реквизиты:

– наименование органа прокуратуры или ФИО, должность прокурора;

– ваши ФИО. Жалоба ни в коем случае не должна быть анонимной, на нее не станут отвечать;

– описание проблемы с УК;

– обратный адрес;

– ваша личная подпись

– дата.

Рекомендуем также оставить телефон и/или E-mail для связи.

 

Отправить письмо можно обычной почтой, электронной, воспользоваться порталом Госуслуг или интернет-приемной на сайте прокуратуры. А можно прийти в прокуратуру лично и передать письмо: на приеме граждан
или через канцелярию.

В положенный срок – через 30 дней – вам обязательно придет официальный ответ (ч. 1 ст. 12 Закона N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», п. 5.1 инструкции Генеральной прокуратуры о порядке рассмотрения обращений, утв. приказом N 45 от 30.01.2013). Если же нет, можете попробовать привлечь прокурора к ответственности по ст. 5.59 КоАП РФ (нарушение порядка рассмотрения обращений граждан).

 

Ирина Разумова,

эксперт компании «Гарант»

 

______________________________

*(1) Вообще-то, если в муниципалитет четко пожаловаться на невыполнение УК обязательств, предусмотренных договором управления МКД, в том числе о невыполнении работ, услуг по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества, предоставлении коммунальных услуг, то муниципальная жилинспекция обязательно проведет внеплановую проверку, даже если
ни одной муниципальной квартиры в МКД нет (
ч. 1.1 ст. 165 ЖК РФ). Только вот полномочие у проверяющих всего одно – и то, если нарушения найдутся: в две недели созвать внеочередное собрание собственников помещений в МКД. Оно будет рассматривать вопрос о расторжении договора с действующей УК и выборе новой УК или об изменении способа управления (ч. 1.1 ст. 165 ЖК РФ).

 

Информация подготовлена экспертами компании «Гарант».