Материалы

Документ предоставлен КонсультантПлюс

Вопрос: Об определении налоговой базы и установлении ставок по земельному налогу и налогу на имущество физлиц, а также о льготах по этим налогам для пенсионеров.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 27 марта 2018 г. N 03-05-06-02/19251

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение от 02.03.2018 и по вопросу увеличения земельного налога и налога на имущество физических лиц сообщает следующее.

В соответствии со статьей 15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) земельный налог и налог на имущество физических лиц относятся к местным налогам.

Земельный налог и налог на имущество физических лиц являются одними из основных источников формирования доходной базы местных бюджетов и в федеральный бюджет не поступают.

На основании статей 387 и 399 Кодекса земельный налог и налог на имущество физических лиц соответственно устанавливаются Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводятся в действие и прекращают действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязательны к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Пунктом 1 статьи 390 Кодекса установлено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.

В соответствии с положением статьи 402 Кодекса налоговая база для исчисления налога на имущество физических лиц до 1 января 2020 года по решению законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации определяется исходя либо из кадастровой стоимости, либо инвентаризационной стоимости объекта налогообложения.

На основании статьи 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон N 135-ФЗ) государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (статья 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ).

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки, а также осуществляющим регулирование оценочной деятельности, является Минэкономразвития России.

Таким образом, вопросы, связанные с определением размера кадастро­вой стоимости объектов недвижимости, находятся в компетенции Минэко­номразвития России.

При установлении земельного налога и налога на имущество физических лиц представительными органами муниципальных образований определя­ются налоговые ставки в пределах, установленных Кодексом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 394 Кодекса допускается установление дифференцированных налоговых ставок по земельному налогу в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

Пунктом 5 статьи 406 Кодекса определено, что для исчисления налога на имущество физических лиц допускается установление дифференцирован­ных налоговых ставок в зависимости от: кадастровой стоимости объекта на­логообложения (суммарной инвентаризационной стоимости объектов нало­гообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налого­плательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов)); вида объекта налогообложения; места нахождения объекта налогообложения; видов территориальных зон, в границах которых расположен объект налого­обложения.

Статьей 395 Кодекса установлен перечень категорий налогоплательщи­ков, освобождаемых от уплаты земельного налога. Такая категория налого­плательщиков, как пенсионеры, в данный перечень не включена.

При этом отмечаем, что Федеральным законом от 28 декабря 2017 г. № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в пункт 5 статьи 391 Кодекса, согласно которым налоговая база при исчислении земельного налога уменьшается с 1 января 2017 года на сумму кадастровой стоимости 6 соток земельного участка в отношении одного земельного участка, принадлежащего налогоплательщику. Данная норма распространяется на категории налогоплательщиков, определенных пунктом 5 статьи 391 Кодекса, в частности на пенсионеров, получающих пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством.

Вместе с тем в соответствии с пунктом 2 статьи 387 Кодекса представительным органам муниципальных образований (законодательным (представительным) органам государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) предоставлено право самостоятельно устанавливать дополнительные налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление величины налогового вычета для отдельных категорий налогоплательщиков.

Согласно пункту 1 статьи 407 Кодекса от уплаты налога на имущество физических лиц освобождаются пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание.

Лицо, имеющее право на налоговую льготу, представляет заявление о предоставлении льготы и документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу, в налоговый орган по своему выбору (пункт 6 статьи 407 Кодекса).

Одновременно отмечаем, что при установлении налога на имущество физических лиц нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут устанавливаться налоговые льготы, не предусмотренные Кодексом, основания и порядок их применения налогоплательщиками (пункт 2 статьи 399 Кодекса).

Учитывая изложенное, вопросы, касающиеся установления конкретных налоговых ставок и налоговых льгот по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц, относятся к компетенции представительных органов муниципальных образований (законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которых установлены эти налоги.

Заместитель директора Департамента

В. В. САШИЧЕВ

27.03.2018