Биография Анни Шмидт

Анна Мария Гертруда Шмидт, более известная как Анни Шмидт, родилась в 1911 году в нидерландском городе Капелле. Отец, священнослужитель, никогда не навязывал дочери религиозных убеждений, а, напротив, поощрял интерес будущей писательницы к книгам. Вместе с матерью Анни с детства читала сказки, сочиняла истории, пела песни. Именно ее мама, в прошлом учительница, воспитала в ней внимательного и сознательного читателя. И даже посылала стихи дочери известному нидерландскому прозаику и литературному критику Виллему Клоосу (нидерл. Willem Johannes Theodorus Kloos). Девочка росла замкнутой, отдавая все свое свободное время книгам и пробуя себя в качестве писателя. Семья жила в пасторском доме напротив церкви, и, хотя Анни часто бывала на службах, она выросла убежденной атеисткой. Уже тогда мерилом человеческих ценностей для будущей писательницы были сказки Ханса Кристиана Андерсена.

После окончания школы Анни перебралась в Германию к родственникам, где стала помощницей по хозяйству. В это время к власти в Германии пришли фашисты, и родители забрали дочь обратно в Нидерланды. Девушка получила диплом на библиотечных курсах и устроилась в библиотеку города Гус. Работа в этой сфере ей нравилась, впоследствии она возглавляла крупную библиотеку в Флиссингене. Анни Шмидт не поддерживала нацистскую пропаганду и не размещала на книгах специальные обязательные в то время маркировки со словами «Запрещено для евреев».

Во время фашистской оккупации Нидерландов ее первые детские стихи публиковались в подпольной газете.

По совету матери Анни Шмидт дебютировала в 1938 году в протестантском литературном журнале «Opwardsche Wegen» со стихотворением Виллему Клоосу, поверившему в нее как в поэта.

В 1946 году ей предложили работу в амстердамской газете Het Parool, с которой и начинается ее писательская карьера.

После окончания Второй мировой войны, Шмидт уже писала не только стихи, но и книги для детей. Начиная со сборника стихов «Чайник со свистком», впервые опубликованном в 1950-м, Шмидт каждый год издавала по новой книге. Так, ее серия рассказов для самых маленьких Jip en Janneke (Йип и Янеке, а в русском переводе более известна под названием «Приключения Саши и Маши») с иллюстрациями Фип Вестендорп (Fiep Westendorp) вошла в Золотой фонд нидерландской детской литературы. Это истории о четырехлетних непоседах, рассказанные очень серьезно и с детской непринужденностью. В Голландии не найти ни одной семьи, кому бы не были знакомы эти смешные и увлекательные истории.

Все это сделало Анни Шмидт известной не только в рамках своей страны, но также поставило ее в один ряд с такими признанными мастерами детской литературы как Туве Янсон и Астрид Линдгрен. В то же время диапазон ее творчества не ограничивается только детской литературой: она писала и для взрослых, сочиняла песни и стихи для театра и кабаре, сценарии для радио и телевизионных шоу, читала лекции о юморе в пьесах вместе с Симоном Кармиггелтом (Simon Johannes Carmiggelt), а также вела постоянные рубрики в различных голландских печатных изданиях.

В конце 1960-х гг. Анни Шмидт переехала с семьей на юг Франции и вернулась на родину только в 1981 году, после смерти мужа, химика и бизнесмена Дика ван Дуйна.

Многие ее произведения были экранизированы. Например, история о леди-кошке Мурли стала одним из самых популярных голландских детских фильмов за рубежом (режиссер Винсента Бала, 2001) и получила несколько престижных кинонаград.

В 1957-м ее книга-сказка Виплала (Viplala) стала книгой года.

В 1964-м Анни Шмидт первая получила Государственную премию за вклад в детскую и юношескую литературу (The Theo Thijssen-prijs). А в 1987 году ее творчество было удостоено премии Константейна Хёйгенса (Constantijn Huygens-prijs). Но самым приятным и, наверное, значимым для детской писательницы, было награждение Премией имени Ханса Кристиана Андерсена в 1988-м.

Однажды писательнице даже пришлось отказаться от довольно крупного заказа: ей поручили написать несколько рассказов для детей, но без вымысла, фантастики и магии – только «чёткий реализм». Сделать этого Шмидт никак не могла. Будучи ребенком в душе, она всегда понимала и верила в детей, всегда была на их стороне, помогая преодолевать любые препятствия, руководствуясь оптимизмом и юмором, которые есть в каждом ее произведении. Такой она всем и запомнилась: открытой, веселой и верящей в чудеса.

Анни Шмидт называют «матерью голландской театральной песни». Ко многим ее песням музыку написал нидерландский пианист и композитор Гарри Банник (Harry Bannink). Также стихи писательницы были адаптированы под песни, например, голландской поп-группой VOF de Kunst.

До конца своей жизни она пользовалась популярностью и успехом в своей стране, продолжала работать несмотря на стремительно ухудшающееся зрение и слабость.

Анни Шмидт ушла из жизни в результате эвтаназии на следующий день после своего дня рождения в 1995 году. Похоронена в Амстердаме.

В 2009-м при содействии сына Анни Шмидт Флипа ван Дуйна была выпущена полная иллюстрированная библиография ее работ, переводов, пьес и публикаций.