Биография Евгения Львовича Шварца

Евгений Шварц родился в семье студента-медика Льва Борисовича Шварца, уроженца Екатеринодара (ныне Краснодар), и его супруги Марии Федоровны. В 1898 году Лев Борисович Шварц окончил университет и получил место врача сначала в Дмитрове, затем в Майкопе. После окончания Майкопского реального училища (1913) Евгений Шварц учился в Народном университете имени Шанявского в Москве, после – на юридическом факультете Московского университета. В 1916 он был призван в армию, служил в Царицыне, направлен в юнкерское училище в Москву, произведен в прапорщики (октябрь 1917).

После октябрьского переворота Евгений Шварц уехал в Екатеринодар, где находились его родители, вступил в Добровольческую армию и участвовал в знаменитом Ледовом походе. Результатом контузии стал тремор, сохранившийся до конца жизни. Участие в Гражданской войне на стороне белых было тайной, которую Шварц скрывал всю свою жизнь; этот период никак не отразился в его автобиографических записках.

После Гражданской войны Шварц был актером театральной мастерской Павла Вайсберма в Ростове-на-Дону, одновременно учась в университете. В октябре 1921 труппа переехала в Петроград и вскоре распалась. В 1922-1923 годы Шварц был секретарем у К. И. Чуковского, одновременно подрабатывая сочинением скетчей и газетных фельетонов; был близок к группе «Серапионовы братья». В 1923 году на некоторое время переселился в Бахмут, где познакомился с Н. М. Олейниковым. По предложению Олейникова Шварц вместе с М. Л. Слонимским организовал литературный журнал «Забой» и до возвращения в начале 1924 в Ленинград (за время его отсутствия город поменял название) участвовал в его редактировании. Олейников стал его ближайшим другом; литературное сотрудничество Шварца и Олейникова продолжалось до гибели последнего в 1937 году, хотя их человеческие отношения развивались неровно и драматично.

Как детский писатель Шварц дебютировал в 1924 году «Рассказом старой балалайки», опубликованным в журнале «Воробей» и посвященным петербургскому наводнению 1824 года. В следующем году рассказ вышел отдельной книжкой. За ней последовали другие рассказы: «Война Петрушки и Стёпки-растрёпки», «Лагерь», «Шарики» и др. С 1927 года Шварц, вместе с Маршаком, Олейниковым и др. работал в Детском секторе Госиздата. К этому периоду относится его тесное общение с членами ОБЭРИУ.

Шварц никогда не покидал Ленинград, за исключением эвакуации в Киров и Душанбе в 1941-1944 годы. С начала 1930-х годов он занимался исключительно литературной работой.

В 1929 году в Театре Юного Зрителя была поставлена первая пьеса Шварца – «Ундервуд». Уже в ней традиционные сказочные ситуации и образы вторгаются в повседневную советскую реальность. В дальнейшем этот прием становится сквозным для писателя – как в детских пьесах и рассказах, так и в произведениях для взрослых. Во «взрослых» пьесах («Голый король» (1933), «Тень» (1940), «Дракон» (1943), «Обыкновенное чудо» (1950)) сюжетные ходы, заимствованные из сказок (главным образом, Андерсена), или так или иначе восходящие к ним, обостряются и трансформируются; используются приемы, близкие к театру абсурда. Не случайно постановщик пьес Шварца, Н. П. Акимов, сравнивал его с Э. Ионеско. Абстрактное обличение тирании и жестокости воспринималось в условиях сталинского СССР как использование «эзопова языка»: особенно это видно в пьесе «Дракон», задуманной как антифашистская, но легко проецируемой и на советские реалии. Моральные и философские идеи, заключенные в пьесах Шварца, также нетривиальны. Все это обусловило их трудную сценическую историю. «Голый король» не был поставлен при жизни автора, «Тень» шла в Ленинградском Театре Комедии лишь один сезон, «Дракон» был запрещен после первого спектакля (в 1946 году он был, однако, поставлен в Германии, на оккупированной СССР территории). Лишь в 1956 году «взрослые» пьесы Шварца были изданы, в том же году в Театре—Студии киноактера и Театре Комедии увидело сцену «Обыкновенное чудо». Начиная с 1960-х эти пьесы Шварца стали широко ставиться и экранизироваться.

Судьба произведений Шварца, написанных для детей, складывалась гораздо благоприятнее. Его детские пьесы-сказки («Принцесса и свинопас» (1934), «Красная шапочка»(1936), «Снежная королева»(1939), «Брат и сестра» (1940), «Два клена» (1953) и другие) регулярно ставились в Театре юного зрителя и других театрах СССР. Некоторые пьесы («Кукольный город», 1939) написаны для театра кукол. Используя сюжеты литературных или народных сказок, Шварц «очеловечивал» их персонажей, наполнял действие парадоксальным юмором, лиризмом, иногда (как в «Снежной королеве») вводил в действие автора-повествователя. К пьесам примыкают сказочные новеллы для детей - «Сказка о потерянном времени» (1940), «Два брата» (1943) и др.

Шварцу принадлежит большое количество киносценариев. Среди них можно назвать сценарий-инсценировку «Дон-Кихота» для фильма Г. Козинцева (1957), написанный совместно с Н. Эрдманом в 1947 году сценарий фильма «Каин XVIII (поставлен в 1963), в котором использованы мотивы пьесы «Голый король», и несколько сценариев, написанных в соавторстве с Олейниковым: детские фильмы «Разбудите Леночку»(1934) и «Леночка и виноград»(1936) и взрослый – «На отдыхе»(1936).

Евгений Шварц писал также стихи в обэриутском духе, по большей части шуточные.

Евгений Шварц умер 15 января 1958 года в Ленинграде.