Биография Евгения Чарушина

Евгений Иванович Чарушин родился 11 ноября 1901 года в городе Вятка, ныне — Киров. Любовью к рисованию и книгам он обязан своему отцу Ивану Аполлоновичу Чарушину. Будучи главным губернским архитектором, по проектам которого было построено более трёхсот зданий, он обучил сына основам рисования. А рисовать мальчик всегда любил.

Впоследствии Евгений Чарушин писал: «Это было просто, по-видимому, свойственно мне, как говорить, петь, шалить или слушать сказки. Помню, как я слушал сказки с карандашом и рисовал во время рассказа». Отец привил Жене и любовь к чтению. Семитомную «Жизнь животных» А. Э. Брема, которую он подарил сыну на день рождения, Евгений Иванович бережно хранил всю жизнь и часто перечитывал. От матери будущий художник и писатель перенял любовь к садоводству. Помогая ей, мальчик открывал для себя мир живой природы.

Этот мир Евгений Чарушин исследовал и самостоятельно. В огромном саду, окружавшем дом, он знал все укромные уголки и их обитателей. В шесть лет мальчик решил целый день питаться тем, что едят птицы, а в одиннадцать вместе с коровами переплыл реку Вятку, держась за коровий хвост. А любимым другом детства был трёхлапый пёс Бобка.

Большое влияние на становление личности Е. И. Чарушина оказала и многолетняя дружба с Юрий Алексеевич Васнецовым, с которым будущие художники вместе учились в вятской средней школе. В 15 лет Чарушин с одноклассниками выпускал журнал «Сопохуд» («Союз поэтов и художников»). Для журнала он писал, по собственной оценке, «корявые и тяжкодумные» стихи, однако опыт работы со словом пригодился в дальнейшем.

В 1918 году Чарушин был призван в Красную Армию и назначен помощником декоратора в культпросвете Политотдела штаба Красной Армии Восточного фронта. Отслужив четыре года, в 1922 году Е. И. Чарушин вернулся в Вятку, но вскоре уехал в Петроград (ныне Санкт-Петербург), чтобы по-настоящему учиться рисовать. Он стал студентом Петроградских государственных свободных художественных мастерских, вскоре переименованных в Высший художественно-технический институт (ВХУТЕИН; так в 1922–1930 годах называлось бывшее Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств). Учился на живописном факультете у таких академических художников, как А. И. Савинов, А. А. Рылов, А. Е. Карев. В 1922–1927 годах посещал Мастерскую пространственного реализма М. В. Матюшина, хотя формально не был его студентом.

Во время учёбы ярко проявилось неприятие Чарушиным догм и ограничений. Он не хотел писать «по правилам». Кроме того, выяснилось, что поиски новых путей в живописи его тоже не интересуют. Гораздо больше впечатлений дарили зоосад или птичий рынок.

В 1924 году Евгений Чарушин познакомился с Виталием Бианки и вместе с ним отправился в поездку по Алтаю. Вновь окунувшись в мир живой природы, Чарушин наблюдал за животными и делал многочисленные зарисовки. В том же 1924-м Чарушин начал сотрудничать с только что появившимся детским журналом «Мурзилка», затем — с «Ежом» (1928–1935 годы) и «Чижом» (1930–1941 годы). Иногда работал без гонораров.

Е. И. Чарушин окончил ВХУТЕИН в 1927 году и, снова отслужив в армии — на этот раз недолго, пришёл в Детский отдел Ленинградского отделения Госиздата (будущего Детгиза). Художественному редактору Детского отдела В. В. Лебедеву понравились рисунки Чарушина, и несостоявшийся живописец стал иллюстратором.

В это время круг личного и профессионального общения Чарушина включал таких замечательных художников, как Ю. А. Васнецов, В. М. Конашевич, А. Ф. Пахомов, Н. А. Тырса, В. И. Курдов. Но в качестве художника книги Егений Чарушин во многом сформировался благодаря деликатной поддержке Лебедева. Прежде всего (как позже написал Евгений Иванович в автобиографии), — «в искании живописного ощущения материала, предметности, от которого Академия художеств уводила в сторону». Первая же проиллюстрированная Евгением Ивановичем книга — «Мурзук» В. Бианки (1928) — привлекла внимание и юных читателей, и знатоков книжной графики. Для этой книги Чарушин рисовал с особым чувством, о чём рассказал в небольшой статье «О себе» (Детская литература, 1937, № 23, с. 44): «Мне, художнику, изголодавшемуся по образу, по изображению живого существа, вдруг заказали работу — “дай полноценный, ощутимый образ зверя”. Представляете мою радость и тот прилив энергии, который охватил меня <…> Одно только сознание, что мои работы будут сделаны для тысяч и даже миллионов наших ребят, подбавило мне сил и желания работать».

Высокой оценкой таланта и мастерства Чарушина стало приобретение иллюстрации из «Мурзука» Государственной Третьяковской галереей.

В следующем году появились первые чарушинские книжки-картинки: «Вольные птицы», «Дикие звери», «Разные звери», Далее последовали иллюстрации к произведениям К. И. Чуковского, Максима Горького, М. М. Пришвина, Д. М. Мамина-СибирякаВ. К. Арсеньева, И. С. Соколова-Микитова. Одной из самых совершенных книг ленинградского «Детгиза» стали «Детки в клетке» С. Я. Маршака с иллюстрациями Чарушина, увидевшие свет в 1935 году. А в 1939 году появился диафильм «Детки в клетке», чёрно-белые рисунки выполнил Евгений Чарушин.

Создаваемые Евгением Ивановичем образы животных были забавными, трогательными и узнаваемыми. Кроме того, чарушинские звери и птицы весьма живописны — благодаря множеству фактур, передающих перья, когти и клюв птицы, шерсть зверя, копыто и рог лося. Позже Чарушин сформулировал цель, к которой стремился с первых дней работы в детской книге: «…дать ребёнку предельно цельный художественный образ, обогатить художественное восприятие ребёнка, открыть ему новые живописные ощущения мира…». Чтобы выполнять сложные по фактуре рисунки, Чарушин освоил технику литографии. И снова работал по-своему, вопреки всем литографским правилам.

Е. И. Чарушин большое внимание уделял единству слова и текста в книге. Он тщательно выбирал шрифт, поскольку в детской книге нет ничего случайного. Предпочитал рубленые шрифты: напечатанный таким шрифтом текст ребёнку проще читать. В 1930 году Е. И. Чарушин сам начал писать небольшие рассказы для детей о животных, большую поддержку начинающему автору оказал С. Я. Маршак. Первой собственной книгой Чарушина с картинками и текстом — авторской книгой — стал «Щур» (1930). Это рассказ о яркой малиновой птице, волчишке Прошке, доге Харлашке чёрном коте Васе. Новое дело давалось Чарушину трудно. Не только писать, но и иллюстрировать собственные тексты оказалось очень сложно, рисовать к чужим книгам было много проще. Но он добился успеха: о рассказах начинающего писателя очень тепло отозвался Максим Горький.

В 1934 году у Евгения Ивановича родился сын Никита. Он — главный герой сборника рассказов «Никитка и его друзья», первое издание которого состоялось в 1938 году; книга вышла с иллюстрациями Е. Чарушина и Р. Великановой. Стиль повествования Чарушина-писателя (лаконичные, но красочные предложения и отсутствие сложных конструкций) позволяет читателю погрузиться в происходящие на страницах книги события, ощутить себя рядом с маленьким Никиткой, чтобы вместе с ним исследовать окружающий мир. (Никита Евгеньевич Чарушин (1934–2000) — тоже прекрасный художник, почти полностью посвятивший своё творчество анималистической детской книге. Его работы находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Русском музее, музеях Японии, Германии и других стран.)

Отличительной чертой прозы Евгения Чарушина является и обилие элементов устной речи, благодаря чему у читателя создается впечатление, что писатель не придумал эти истории, а сам пережил их, как, например, при выборе щенка в рассказе «Про Томку».

Результат творчества довоенного периода Е. И. Чарушина — около двух десятков книг, среди которых авторские «Птенцы» (1930), «Волчишко и другие» (1931), «Облава» (1931), «Цыплячий город» (1931), «Джунгли — птичий рай» (1931), «Животные жарких стран» (1935), «Семь рассказов» (1935), а также «Зверь бурундук» М. Пришвина (1935), «Королевская Аналостанка» Э. Сетона-Томпсона (1941) и др.

В начале Великой Отечественной войны Е. И Чарушин с семьёй был эвакуирован из Ленинграда в Киров. Там Евгений Иванович писал картины на партизанскую тему, оформлял спектакли в Кировском театре драмы («Жди меня», «Осада Лейдена», «Тристан и Изольда»), рисовал плакаты для «Окон ТАСС», учил детей рисовать в художественной студии.

Чарушины вернулись в Ленинград в 1945 году. Евгений Иванович продолжил работать как писатель и художник-иллюстратор.

На творчество Е. И. Чарушина 1940-х и 1950-х годов повлияли два новых для него занятия. В предвоенные годы он увлёкся цветным анималистическим эстампом, а в годы войны в Вятке выполнил стенные росписи по мотивам русских сказок о животных в детском саду и Доме пионеров. Опыт работы над эстампом реализовался в книге «Шутки» (1946), а затем — в альбомного формата «Зверятах» (1949).

В 1950-е годы изменился и подход Чарушина к изображению животных, к оформлению книг в целом. В его рисунках появилась перспектива, наметилась окружающая среда, тогда как раньше всё внимание художника было сосредоточено на изображении животного крупным планом. Кроме того, звери стали более «сказочными» и несколько напоминали персонажей Ю. Васнецова. Другой стала и техника рисунка: Чарушин начал работать гуашью и акварелью, но при этом тщательно прорабатывал даже самые мелкие детали. Он по-прежнему рисовал для книг других авторов (например: В. Бианки «Первая охота», 1950), писал и иллюстрировал собственные рассказы о звериных малышах: «Про Томку» (1957), «Большие и маленькие» (1951).

Чарушин также выступал как скульптор, продолжая начатую ещё в 1941 году серию фигурок животных. Во второй половине 1940-х годов он создал несколько барельефов по мотивам русских народных сказок: «Лиса и петух», «Лиса, заяц и петух», «Волк и семеро козлят». Работал с фарфором. Ленинградским фарфоровым заводом были выпущены фигурки и декоративные группы «Козлёнок», «Оленёнок», «Медведица с колыбелью», «Заяц с цветком», «У лукоморья» и др. Фарфор Чарушина является предметом серьёзного коллекционирования.

Последней книжной работой Евгения Ивановича Чарушина стали обновленные иллюстрации к книге С. Я. Маршака «Детки в клетке» (1965). За них в том же году художник был удостоен Золотой медали на Международной выставке детской книги в Лейпциге. Творчество Чарушина — эстампы, фарфоровые скульптуры, иллюстрации — экспонировались на международных выставках в Париже, Софии, Лондоне, Праге, Хельсинки…

Евгений Иванович Чарушин скончался 18 февраля 1965 года в Ленинграде от онкологического заболевания. Похоронен на Богословском кладбище.

Книги заслуженного деятеля искусств РСФСР Евгения Ивановича Чарушина переведены на многие языки мира, но они были бы понятны и без перевода. Рисунки Чарушина чрезвычайно эмоциональны. Его звери — чувствуют, и это рождает отклик в душах людей. Произведения Чарушина исподволь, ненавязчиво учат детей понимать и любить животных. В этом — гуманистическая основа его искусства.

Общий тираж книг Е. И. Чарушина, изданных в нашей стране, Великобритании, Франции, Италии, Чехии, Словакии, Индии, США и в других странах, давно превысил 60 млн экземпляров. В России они регулярно издаются до сих пор. «Зверёнки» Чарушина, как он сам называл своих персонажей, остаются любимыми героями российских детей.