Биография Чарльза Диккенса

Чарльз Диккенс

 

Чарльз Диккенс родился 7 февраля 1812 года в Лэндпорте (пригород Портсмурта). Это был второй ребёнок из восьми детей Джона Диккенса (1785–1851 г.) и Элизабет Диккенс (урождённой Барроу) (1789–1863г.). Отец служил чиновником на военно-морской базе Королевского флота. Семья часто переезжала из города в город. В январе 1815 года Джон Диккенс был переведен в Лондон, а в апреле 1817 года семья переехала в Чатем. Здесь Чарльз учился в школе баптистского пастора Уильяма Жиля. В 1824 году Диккенс-старший попал в долговую тюрьму. Чтобы обеспечить свое существование, Чарльз начал работать на фабрике по производству ваксы Уоррена.

В мае 1827 года Чарльз Диккенс поступил на службу в адвокатскую контору «Эллис и Блэкмор» младшим клерком и проработал в ней до ноября 1828 года. В то же время изучал стенографию по системе Т. Гранье. В том же году он стал независимым репортером суда Докторс-Коммонз. Затем работал свободным репортером вместе с Томасом Чарлтоном, своим родственником.

В 1830 году репортер Диккенс был приглашен в «Утреннюю хронику» («MorningChronicle»). В том же году он встретил свою первую любовь — Марию Биднелл, которая впоследствии стала прототипом Доры в романе «Жизнь Дэвида Копперфилда, рассказанная им самим». В начале 1832 года Диккенс стал репортером «Парламентского зеркала» («TheMirrorofParliament») и «Солнца истины» («TheTrueSun»).

С 1833 по 1836 годы в периодике выходила серия бытовых «Очерков Боза», а в 1836 год свет увидел юмористическо-сатирический роман «Посмертные записки Пиквикского клуба». Создание этих и последующих произведений пришлось на время реформ в пользу крупной буржуазии и развертывания рабочего движения, известного как чартизм. Диккенс не разделял идеи чартизма, но в это время он еще верил в возможность установления социальной справедливости.

2 апреля 1836 года Чарльз Диккенс женился на Кэтрин Томсон Хогарт (1815–1879 г.); в браке родилось семь сыновей и три дочери. Семейная жизнь оказалась полна хлопот и переживаний из-за частых размолвок супругов.

В конце 1830-х годов Чарльз Диккенс переходит к художественно-литературному творчеству, становится реформатором английского романа. Сюжеты о детстве в его произведениях напрямую связаны с проблемой «больших надежд», остававшейся в центре внимания писателя на разных этапах творчества. Второй роман был целиком посвящен социальным проблемам детства, он известен во всем мире по последнему заголовку «Приключения Оливера Твиста». Под заголовком «Оливер Твист, или Прогресс приходского мальчика» роман выходил в серии глав с 1837 по 1838 годы, а в 1838 году был опубликован в виде трехтомника.

Социально-историческая основа повествования о детях лондонского дна связана с масштабным кризисом в Великобритании. Страну наводнили нищие, катастрофически возросла детская смертность, расцвела преступность. Открытые по закону о бедных 1834 года работные дома были жалкими приютами, для проживания в которых могли насильно разлучить семью, где почти не кормили, а обитатели были лишены гражданских прав и полностью зависели от начальства вроде Мистера Бамбла, героя «Приключений Оливера Твиста». Голод, нищета и бесправие, царившие в работных домах, были хорошо известны репортеру Диккенсу, собиравшему материал повсюду — от парламента до тюрьмы.

Образу Оливера Твиста составляет пару образ маленькой Нелли, внучки разорившегося антиквара, из романа «Лавка древностей», выходившего в 1840 – 1841 годах в еженедельнике «Часы мастера Хамфри» («MasterHumphrey'sClock»), который редактировал и наполнял своими новеллами, очерками, путевыми заметками Чарльз Диккенс.

В 1842 году Чарльз Диккенс отправился в Америку, надеясь найти в ее социальном устройстве воплощение своих политических идеалов. Его постигло разочарование: писатель был возмущен низким уровнем культурной жизни в Америке и жестокостью рабства. Итогом стали «Американские записки» (1842 г.). Вторую книгу путевых заметок, «Картинки из Италии», писатель опубликовал в мае 1846 года.

В октябре 1843 года Чарльз Диккенс посетил Манчестер, чтобы выступить с речью в поддержку благотворительной образовательной программы для рабочего класса. В Манчестере поселилась сестра писателя Фанни с мужем Генри Бернеттом и двумя сыновьями, Гарри и Чарльзом. Визит к сестре дал Диккенсу полное представление о трудностях, с которыми ежедневно сталкивается его племянник-инвалид Гарри. Именно Гарри Бернетт вдохновил писателя на создание образа Крошки Тима в «Рождественской песни в прозе» (1843). Здесь Диккенс-сатирик создал гротесковый образ эгоиста и скряги Скруджа, перевел реалистическое повествование в фантастику, пересоздав жанр литературной сказки. Произведение положило начало циклу так называемых «Рождественских повестей», куда вошли также «Колокола» (1844 г.), «Битва жизни» (1846), «Одержимый, или Сделка с призраком, Рождественская фантазия» (1848 г.). Особое место в цикле занимает кукольный роман-сказка «Сверчок за очагом. Семейная сказка» (декабрь 1845 года). «Сверчок за очагом» вызвал отрицательную реакцию критиков, не оценивших новизну художественной условности. Уильям Теккерей в своей рецензии отметил: «На наш взгляд, диалог и персонажи «Сверчка за очагом» так же далеки от жизни, как беседа Титира и Мелибея [«Буколики» Вергилия] далека от подлинной речи двух крестьян, переговаривающихся через ограду…» [Теккерей У. М. «Сверчок за очагом, сочинение Чарльза Диккенса»]. К циклу «Рождественских повестей» относится также «Битва жизни» (1846 г.). Это единственный святочный рассказ, в котором изображена лишь реальность, без мотивов волшебства или сверхъестественного. «Рождественские повести» задали канон святочного жанра, основные сюжетные мотивы которого сводятся к «философии Рождества»: в это время сбываются все мечты и страждущие обретают помощь.

Для собственных детей Диккенс создал рукописную книгу «Жизнь Господа нашего Иисуса Христа» (между 1846 и 1849 годами, первая публикация состоялась в 1934 году).

В 1847 и 1848 годах романист принимал участие как режиссер и актер в благотворительных любительских спектаклях «Всяк в своем нраве» Б. Джонсона и «Виндзорские насмешницы» У. Шекспира.

Годы с 1848 по 1859 года характеризуются углублением социального пессимизма писателя; он занимается разработкой художественного психологизма в изображении детей, критикует буржуазное воспитание, в частности, запрет на чтение сказок, стихов и романов. В это время вышли в свет крупные реалистические произведения: «Жизнь Дэвида Копперфилда, рассказанная им самим» (1849–1950 г.), «Тяжелые времена» (1854 г.), «Крошка Доррит» (1857 г.). «Повесть о двух городах» (1859 г.) на сюжет из эпохи Французской революции вошла в читательский канон в англоязычных странах.

Первый из названных романов выходил ежемесячными выпусками с мая 1849 по ноябрь 1850 г. под названием «Жизнь, приключения, испытания и наблюдения Дэвида Копперфилда-младшего из Грачевника в Бландерстоне, описанные им самим (и никогда, ни в каком случае не предназначавшиеся для печати)». Автобиографическое начало романа связано с воспоминаниями детства и юности. Это произведение стало эталоном английского реалистического романа воспитания.

В 1850 году Диккенс начал издавать еженедельник ценою в два пенса — «Домашнее чтение» («HouseholdWords»). В нем были опубликованы без подписей стихи и рассказы, статьи о социальных, политических и экономических реформах. В числе авторов были Элизабет Гаскелл, Гарриет Мартино, ДжоржМередит, Уилки Коллинз, Чарльз Левер, Чарльз Рид и Эдуард Булвер-Литтон. «Домашнее чтение» сразу же обрело популярность, его продажи достигали сорока тысяч экземпляров в неделю. 27 декабря 1853 года в Бирмингеме, в городской ратуше, Чарльз Диккенс впервые публично выступил с чтением «Рождественской песни». 29 декабря, там же, автор представил рассказ «Сверчок за очагом». 31 декабря он прочитал «Рождественскую песнь» аудитории бирмингемских рабочих, после которой его чествовали как национального писателя.

В 1854 году было опубликовано полное издание «Истории Англии для юных». Эту книгу писатель адресовал своим детям с надеждой на то, что «в недалеком будущем она поможет им читать более толстые и более ценные книги на ту же тему». Лето 1857 года Диккенс провел в Гэдсхилле. Участие писателя в благотворительных представлениях мелодрамы «Замёрзшей пучины» У. Коллинза привело к кризису в семье — Диккенс полюбил молодую актрису Эллен Тернан, но страстная любовь завершилась разрывом.

Прекратив выпускать «Домашнее чтение», он весьма успешно начал издавать новый еженедельник «Круглый год» («AlltheYearRound»), в котором печатал свою «Повесть о двух городах» (1859) и роман «Большие надежды» (1861). Последний творческий период, охвативший 1861–1870 годы, ознаменовался созданием и выходом двух важнейших для мировой литературы романов: «Большие надежды» и «Наш общий друг» (1865). В этих романах мягкий юмор сменяется едкой иронией. Тема «больших надежд» позднего Диккенса перекликается с темой «утраченных иллюзий» О. де Бальзака. Роман «Большие надежды» был впервые опубликован в 1861 году. В нём автор поднял вопрос разобщённости между высшим светом и рабочим людом. Это произведение отражает жизнь самого Диккенса: прототип старшей сестры главного героя — мать писателя, любовная линия Эстеллы и Пипа передает отношения Диккенса и его первой возлюбленной Марии Биднелл.

Чарльз Диккенс славился своей щедростью и благотворительностью. В те времена не было государственного образования, и писатель помогал открывать школы для бедных. Он разъезжал по Англии и читал лекции, чтобы собрать деньги и помочь детям из рабочих семей получить образование.

Он умер в своем лондонском доме 9 июня 1870 года, в возрасте 58 лет. 14 июня, в день похорон Диккенса, в стране был объявлен национальный траур.

Творчество Диккенса открыло новый этап в развитии английского реализма. Глубокое проникновение в сущность жизни, осознание разрыва между действительным и желаемым миром, достоверное изображение социальных проблем Англии XIX века помогли Диккенсу изобразить мир в его противоречивости и понять невозможность разрешения этих противоречий.

Именем Ч. Диккенса назван кратер на Меркурии. К 150-летию английского писателя в СССР была выпущена почтовая марка. На английской банкноте в 10 фунтов выпуска 1993–2000 годов был напечатан портрет Диккенса. К 200-летию со дня рождения Чарльза Диккенса Королевский монетный двор Великобритании выпустил памятную монету номиналом два фунта стерлингов с портретом Диккенса, сложенным из строчек с названиями его произведений – от «Оливера Твиста» до «Больших надежд».