В мире искусства: рекомендательный список художественной литературы для детей среднего школьного возраста

В мире искусства

Рекомендательный список

художественной литературы

для детей среднего школьного возраста

 

Дорогие ребята!

 

4 ноября проходит ежегодная Всероссийская акция
«Ночь искусств».

Мы подобрали книги, которые откроют вам
  прекрасный мир искусства.

Главные герои книг – это современные подростки со своими увлечениями: музыкой, театром, танцами, балетом.

Интересного прочтения!

 

70Дашевская, Н. С. День числа Пи: дилогия / Н. С. Дашевская. – Москва : Самокат, 2019. – 195 с. – (Встречное движение). – Текст : непосредственный.

«День числа Пи» – это две повести о дружбе, о взаимоотношениях взрослых и подростков, о любви к музыке.

В первой повести автор знакомит нас с Лёвой Иноземцевым, который слышит звуки и видит их цвет, у него цветной слух. Он любит музыку, потому что она логична. Мальчик хочет придумать свою музыкальную систему и ещё любит математику. В школе Лёва сильно отличается от остальных ребят. Его считают странным, и ему действительно непросто быть не таким, как все.

Герой второй повести – одноклассник Лёвы, его зовут Кирилл Комлев. Он любит поэтов Серебряного века, слушает Моцарта и Сальери, играет на виолончели и сам пишет стихи и музыку. Он умный и талантливый, но себя таким не ощущает. Несмотря на общую любовь к музыке, ребята очень разные по характеру. Но эти отличия оказываются не так важны, когда Лёва с Кириллом попадают в опасную ситуацию. Осознав однажды, что у них много общего, мальчишки уже не могут вернуться к вражде и непримиримости.

 

71


Дашевская, Н. С. Около музыки : рассказы / Н. С. Дашевская;  иллюстрации Е. Двоскиной. – 2-е изд., стереотип. – Москва : КомпасГид, 2018. – 124 с. : ил. – Текст : непосредственный.

Это сборник рассказов  о современных подростках, которых объединяет тема музыки. Герои историй – способные и одаренные ребята – занимаются в музыкальных школах, играют на различных инструментах. Но, как и у всех подростков, у них есть свои трудности, проблемы, переживания, сомнения, с которыми им помогает справиться музыка. Этим они делятся с читателями.


 

72Дашевская, Н. С. Скрипка неизвестного мастера : повесть / Н. С. Дашевская ; иллюстрации Е. В. Казейкиной. – Санкт-Петербург : Детское время, 2017. – 139, [4] с. : ил. – Текст : непосредственный.

Книга о дружбе, музыке, внутренних переживаниях десятилетнего мальчика. Главный герой Кеша очень много читает, увлекается математикой, но терпеть не может музыку. Из-за неё он поссорился со своим лучшим другом Тиграном по прозвищу Тигр. У него нашли особые музыкальные способности и отдали в музыкальную школу, с тех пор он был ужасно занят. А Кешка остался один. А ведь раньше они всегда и везде были вместе! Неужели дружбе конец? В день своего десятилетия Кешка получает неожиданный подарок от дедушки из Америки – скрипку! Кешка и предположить не мог, сколько всего появится в его жизни вместе с этим внезапным наследством. Совсем как в любимых книгах! Новые знакомства, подвиги, приключения и настоящая тайна – история скрипичного мастера и братьев-музыкантов. И, конечно же, музыка, без которой всего этого бы не произошло.

 

73Киселев, Г. А.   Кулисы, или... Посторонним вход разрешен! : театральная повесть / Г. А. Киселев ; художник Н. Торопицына. – Москва : Детская литература, 2019. – 142, [1] с. : цв. ил. – (Лауреаты Международного конкурса имени Сергея Михалкова). – Текст : непосредственный.

Увлекательная повесть о мальчике Серёже Метелкине, его взаимоотношениях в семье и школе, о его заветной мечте. Главному герою книги нравится петь песни, выступать на сцене, участвовать в школьных спектаклях. На летних каникулах ему удалось побывать за кулисами настоящего театра, где работает его бабушка. Так, постепенно мальчик «заболевает» театром и понимает, что он очень хочет стать артистом. В книге читатель найдет ответы на многие вопросы. Что скрывается от зрителей за кулисами? Какие качества нужно развивать в себе будущему актёру? Произведение Геннадия Киселёва учит детей верить в свои мечты и смело добиваться успеха в любимом деле. Книга оформлена иллюстрациями Натальи Торопицыной. В 2008 году повесть «Кулисы, или Посторонним вход разрешён» стала победителем Международного конкурса имени С. В. Михалкова на лучшее художественное произведение для подростков.

 

74Лиханов, А. А. Музыка / А. А. Лиханов. – Текст : непосредственный // Музыка: повести / А. А. Лиханов; [рисунки Ю. Иванова]. – Москва : Детская литература, 1987. – С. 63–99 : ил.

Небольшая повесть расскажет о мальчике Коле, его взаимоотношениях с родными и одноклассниками. Главный герой истории вспоминает о том, как он занимался музыкой. Мама и бабушка очень хотели, чтобы он учился в музыкальной школе. Не пройдя вступительный экзамен, мальчик начинает брать уроки игры на рояле у своей дальней родственницы. Эти занятия ему не нравятся и даются нелегко. Услышав однажды, как играет на пианино его подруга Нинка, Коля принимает первое в своей жизни непростое решение, после которого он поверил в себя и смог побороть свои страхи. В конце повести писатель заставляет читателей задуматься о том, что будет дальше с главным героем? Эта история учит быть честным с самим собой и с другими людьми и принимать самостоятельные решения.

 

75


Манахова, И. В. Первый шаг / И. В. Манахова. – Текст : непосредственный // Манахова, И. В. Двенадцать зрителей : повести / иллюстрации А. Шевченко. – Москва : Детская литература, 2019. – С. 147–233 : цв. ил. – (Лауреаты Международного конкурса имени Сергея Михалкова).

Динамичная повесть о первой любви, о дружбе и взаимоотношениях, о мечтах и надеждах. Больше всего героям повести нравятся танцы. Балет, хип-хоп, рил или пасодобль – неважно, главное – чувствовать ритм. Но что делать, если не все получается так, как хочется? Ответ один: преодолевать трудности и идти к своей заветной мечте. Повесть «Первый шаг» понравится всем, кто интересуется танцами и танцевальными проектами.


 

76Сизова, М. И. История одной девочки : повесть / М. И. Сизова; художник А. Ермолаев. – Санкт-Петербург; Москва : Речь, 2017. – 15 с. : ил. – (Вот как это было). – Текст : непосредственный.

Это необыкновенно трогательная повесть о жизни и творчестве замечательной балерины, народной артистки Советского Союза Галины Сергеевны Улановой. Книга была написана по воспоминаниям самой танцовщицы. В повести рассказывается о ее детских и юношеских годах, учёбе в балетной школе, первых спектаклях, трудностях и испытаниях, с которыми ей пришлось столкнуться в жизни. В книге описаны внутренние переживания и сомнения маленькой девочки, как она хотела всё бросить, но поборола себя, смогла найти силы и продолжить свой творческий путь. Галя поняла, что учиться своему любимому делу – большое счастье. Автор Магдалина Сизова рассказывает читателям, какая большая и напряжённая работа предшествует искусству танца, который видит зритель на сцене.

 

77Шипошина, Т. В. Тайна горы, или Портрет кузнечика : повесть / Т. В. Шипошина ; иллюстрации Н. Курбановой. – Москва : Детская литература, 2017. – 168 с. : ил. – (Лауреаты Международного конкурса имени Сергея Михалкова). – Текст : непосредственный.

Увлекательная повесть о дружбе, творчестве и приключениях юных художников. Главный герой повести – двенадцатилетний Саша. Он учится в художественной школе, ему нравится рисовать, создавать композиции, лепить из глины. Его родители – художники, у них есть своя мастерская, где мальчик часто бывает. Летом вместе с другими ребятами из художественной школы Саша отправляется на практику в лагерь, который расположен в Крыму, на берегу Черного моря. Он любуется природой тех мест и восхищается красотой и величием заповедной горы, с которой связано множество легенд, тайн и загадок. Свои впечатления он старается отобразить на бумаге.


78Яковлев, Ю. Я. Балерина политотдела / Ю. Я. Яковлев ; художник В. Вольский. – Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2018. – 78, [1] с. : ил. – (Вот как это было). – Текст : непосредственный.

Необыкновенно пронзительная повесть об искусстве танца и первой любви в охваченном войной Ленинграде. Во время Великой Отечественной войны на Ленинградском фронте была создана группа танцоров, выступающих перед бойцами Красной армии. Это были совсем ещё юные ребята, которые пережили самую тяжёлую и страшную блокадную зиму 1941 1942 года. У них нет сил, но они полны желания сделать для бойцов хоть что-то – порадовать их танцами, отвлечь от военной рутины. Среди этих ребят была и шестнадцатилетняя Тамара Самсонова. Девочка живёт танцем и хочет стать настоящей балериной. Но самое главное для неё – помощь фронту. Сначала Тамара просит отпустить её воевать, однако вскоре понимает, что её призвание не в этом. Она танцует на самых опасных участках, в 300-х метрах от немецких позиций, не боится артобстрелов, вражеских пуль и осколков.


Составитель: Л. М. Панчишко