Роспотребнадзор дал разъяснения по вопросам, касающимся предоставления гражданам платных медицинских услуг

 

Информация Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 18 мая 2019 г.

Роспотребнадзор напомнил, что платные медицинские услуги представляют собой дополнение к гарантированному объему бесплатной медицинской помощи гражданам.

Предоставление платных медуслуг осуществляется при обязательном наличии у медицинского учреждения лицензии на каждый вид деятельности. Потребитель вправе потребовать ее копию (с приложением перечня работ) для ознакомления.

Также потребитель может потребовать для ознакомления копию учредительного документа медицинской организации (свидетельства о государственной регистрации ИП).

Договор о предоставлении платных медицинских услуг заключается в письменной форме. Он должен содержать сведения об исполнителе, потребителе услуги, информацию о перечне предоставляемых платных медицинских услуг, их стоимости, сроках и порядке оплаты, условиях и сроках их предоставления, ответственности сторон за невыполнение условий договора, порядке изменения и расторжения договора, иных условиях, определяемых по соглашению сторон.

Качество платных медицинских услуг должно соответствовать условиям договора, а при отсутствии в нем таких условий – требованиям, предъявляемым к услугам соответствующего вида. Если федеральным законом, иными нормативными правовыми актами предусмотрены обязательные требования к качеству медицинских услуг, качество предоставляемых платных медуслуг должно соответствовать этим требованиям.

В случае, если оказание платных медуслуг сопряжено с медицинским вмешательством, обязательно наличие информированного добровольного согласия потребителя.

При обнаружении недостатков оказанной услуги потребитель вправе по своему выбору предъявить одно из требований, установленных п. 1 ст. 29 Закона о защите прав потребителей. Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора, если им обнаружены существенные недостатки оказанной услуги или иные существенные отступления от условий договора, и потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками оказанной услуги.

Вред, причиненный жизни или здоровью потребителя в результате предоставления некачественной платной медицинской услуги, подлежит возмещению в полном объеме.

В случае если имущественные требования потребителя не удовлетворены в добровольном порядке, спор подлежит разрешению в рамках гражданского судопроизводства. Иск предъявляется в суд по месту жительства или по месту пребывания потребителя либо по месту нахождения ответчика либо по месту заключения или исполнения договора. Если цена иска не превышает 1 000 000 руб., уплачивать госпошлину не придется.

Кроме того, потребитель вправе потребовать компенсации морального вреда, размер которой определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

В заключение ведомство сообщает, что проверки качества предоставленных платных медицинских услуг проводятся Росздравнадзором.

К сведению: ранее Роспотребнадзор уже давал аналогичные разъясне­ния. Однако поскольку, как следует из рассматриваемого информационного сообщения, в 2018 году число жалоб потребителей на ненадлежащее каче­ство оказанных платных медуслуг возросло (по сравнению с 2017 годом), в ведомстве решили еще раз напомнить об основных правилах их оказания.