Литературно-музыкальная онлайн-гостиная


ПЕСНИ И ЛЮДИ

            Три года назад в вокальный ансамбль «Лейся, песня!» (руководитель Н. Н. Богданов) Библиотеки им. И. А. Гончарова пришла солистка Валентина Егорова. Она приехала из города Ярославля, где работала актрисой в театре кукол. Любимым хобби Валентины Николаевны всегда было пение. Много лет она участвовала в народном хоре и была его солисткой, вот и в Краснодаре в вокальной группе «Лейся, песня!» она также часто выступает с сольной программой. В краевом онлайн-конкурсе патриотической песни «#ЭтоНашаПобеда», посвящённом 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, Валентина Николаевна получила диплом лауреата в номинации «Сольное исполнение» с песней В. Соловьёва-Седова и А. Фатьянова «На солнечной поляночке».

         В настоящее время Валентина Егорова представляет вокальный ансамбль «Лейся, песня!» на международном онлайн-конкурсе «Возрождение» в городе Казани с двумя песнями: «Дороги России» из репертуара Н. Кадышевой (https://www.youtube.com/watch?v=L4a9QQCK4gQ) и «Белая верба» Л. Николаевой и Е. Муравьёва (https://www.youtube.com/watch?v=knVbLBkhkWA)

         Ее голос с широким диапазоном, легкой полетностью и особым ярким тембром заставляет вслушиваться в песню и сопереживать, поэтому композиции Валентины Николаевны находят отзвук в душе каждого слушателя.

         Сегодня мы представляем в исполнении В. Н. Егоровой песни «Гуси-лебеди» из репертуара Л. Николаевой и «Крапива-лебеда» из репертуара группы «Добро».

444

#ДвеЛиры

  Павана, как танец, появилась в начале 16 века. По одной из версий, это название произошло от имени итальянского города Падуя, по другой – у паваны испанское происхождение. В переводе с испанского Pavana – «павлин», что наводит нас на мысли о торжественности танца.

  Павана – танец не только торжественный, но и благородный. На протяжении всего танца используется только одно па – шаг Паваны, который может быть простым или двойным и делаться вперёд, назад или в сторону. Павану можно было увидеть во время торжественных церемоний: на придворных балах, при отбытии невесты в церковь, при свершении крестных ходов духовенства, выходе князей, членов городского управления. Характер ее столь серьезен и возвышен, что встречались образцы, посвященные Богоматери. В каждой стране характер движений и манера исполнения Паваны имели свои особенности: во Франции – шаги плавные, медленные, грациозные, скользящие, в Италии – более оживленные, беспокойные, чередующиеся с маленькими прыжками. В народе в 16 веке ее не танцевали.

  Придворные, исполнявшие Павану, должны были соблюдать не только шаги, но и дресс-код: кавалеры при шпагах, в богатых плащах, а дамы – в бальных платьях. Одновременно Павану исполняли всего одна или несколько пар, а правом первыми выйти на паркет обладали лишь король с королевой, за ними шли остальные, но непременно в порядке знатности.

  Со второй половины 16 века танцевальная Павана практически вышла из употребления, но продолжала существовать до конца 17 века, как самостоятельная инструментальная пьеса или часть крупной формы (медленный темп, двудольный метр, торжественно-величавый характер). В 18 веке Павана совершенно исчезла. Очень редко, но все же она встречается в 19 веке, например, в операх К. Сен-Санса «Этьенн Марсель», «Прозерпина». К ней обращаются и композиторы 20 века, например М. Равель – «Павана на смерть инфанты», Павана Спящей красавицы из сюиты «Моя матушка гусыня». Традиционная Павана содержится в балете «Золушка» С. Прокофьева, в цикле симфонических гравюр «Дон Кихот» К. Караева, в опере «Мария Стюарт» С. Слонимского.

  Народный самодеятельный коллектив камерный ансамбль старинной музыки «Возрождение» знакомит нас со стилизованным танцем «Павана» в исполнении Натальи и Николая Макаренко.

  С танцами эпохи Возрождения можно познакомиться из литературы:

  – Nevile Jennifer, Танец и Сад в Европе эпохи Возрождения. Статическая хореография и хореография в движении (Dance and the Garden: Moving and Stating Choreography in Renaissance Europe), в журнале «Renaissance Quarterly» (Vol. 52, No. 3 1999), стр. 805–863 (пер. с англ. Лаврецова Юлия);

  – Васильева Е. Танец. – Москва, 1968;

  – Эльяш Н. Образы танца. – Москва, 1970.

888

Песня «Мать» (стихи И. Вараввы, музыка Е. Паршиной). Иван Федорович Варавва – известный кубанский поэт, лауреат литературных премий, почетный гражданин Краснодара. Его перу принадлежат такие сборники, как «Ветер с Кубани», «На старых кордонах», «Кубанское лето», «Звезды в тополях», «Девушка и солнце», «Казачий шлях», «Соколиная степь» и др. За поэтом закрепляют славу непревзойденного певца родных ковыльных просторов, широкой казацкой души. Музыку на тексты И. Ф. Вараввы написали десятки известных и самодеятельных композиторов, в том числе Александров, Пономаренко, Плотниченко, Захарченко, Пономарев, Волченко. Песни на его слова звучали в двух художественных фильмах, сотни раз исполнялись профессиональными и самодеятельными коллективами.

Песня «Мать» посвящена кубанской женщине, матери-героине Епистинии Фёдоровне Степановой, потерявшей в годы Великой Отечественной войны девятерых своих сыновей… Её имя известно всему миру! Её материнский подвиг – в ореоле славы и бессмертия…

Е. Паршина говорит: «Я рада, что в моём репертуаре есть такая песня, которая нашла признание не только среди взрослой аудитории, но и среди детей, исполняющих её в военно-патриотических конкурсах, а также на различных концертных площадках в разных уголках нашей Родины!».

 

 

Уважаемые читатели, литературно-музыкальная онлай-гостиная продолжает работу. Сегодня у нас встреча с Е. П. Паршиной.

Елена Павловна Паршина – композитор-исполнитель, член Союза композиторов Кубани, член «Российского Авторского Общества», автор трех нотных сборников: «Голос Души» (2004), «Тебе, мой край» (2009), «Еще не вечер» (2011), автор 22-х музыкальных дисков. Лауреат краевых, региональных, городских, телевизионных и международных конкурсов и фестивалей. В репертуаре более 930 песен на стихи поэтов Кубани и России, а также поэтов-классиков. Основная тема песен – это лирика, патриотизм, война и мир, фольклорные и детские темы, композиции, написанные в джазовом стиле. Многие авторские песни находятся в репертуаре профессиональных коллективов. Елена Павловна работает в Библиотеке-клубе им. В. Г. Белинского руководителем кружка игры на гитаре «Ритм» и вокально- инструментального кружка «Пилигрим».

Сегодня мы предлагаем вам насладиться звуками песни «Кубань-река» (слова Е. Демидовой, музыка Е. Паршиной) в исполнении Елены Павловны. Вот что рассказывает о создании этой песни автор:

«В 1998 году на Международном фестивале молодежи памяти В. Высоцкого "Бард Мира" в Краснодаре, мне подарили сборник стихов молодых писателей Краснодара «Голоса надежды», после чего началось мое личное знакомство с поэтами Кубани. Среди многих поэтов я обратила внимание на стихи Елизаветы Демидовой, которые легко ложились на музыку. В 2001 году, к предстоящему празднованию Дня города, возникла необходимость в написании песни о Кубани. Можно сказать, что по моей просьбе и были написаны поэтессой прекрасные строки о нашей Родине, которые тут же воплотились в музыку. И появилась песня «Кубань-река». Много лет она звучит с концертных площадок и на радио «Казак ФМ». Я всегда с удовольствием пою эту песню для всех жителей края. Ее исполняют и различные самодеятельные коллективы, что очень радует! Значит, песня живет! На данный момент в соавторстве с Е. Демидовой у нас написано более 30 песен».

 
 

Друзья, руководитель камерного ансамбля старинной музыки «Возрождение» ЦГБ им. Н. А. Некрасова Николай Дмитриевич Макаренко представляет вашему вниманию творческий онлайн-проект литературно-музыкальной гостиной «Музыка столетий». По средам и воскресеньям мы будем публиковать его небольшие видеообзоры о редких и необычных старинных музыкальных инструментах:

«Семейство флейт» - название «флейта» объединяет целую группу деревянных духовых музыкальных инструментов. Флейты были известны еще пять и более тысячелетий тому назад, но раньше они выглядели не так, как сейчас, а напоминали удлиненные свистки.

Постепенно, под влиянием времени и рук многих мастеров, в свистках прорезали отверстия для пальцев, затем разделили флейту на три части, добавили клапаны в отверстиях, но самые основательные изменения внес Т. Бём.

Семейство флейт включает в себя огромное количество различных видов флейт, которые условно можно разделить на две группы, различающиеся по способу держания инструмента при игре - продольная и поперечная.

Продольная флейта. Самая распространенная из них Блокфлейта (нем. Blockflöte - флейта с блоком) – одна из разновидностей духовых деревянных инструментов, продольная флейта со свистковым устройством. В конструкции головной части используется вставка (блок). Родственные инструменты: свирель, сопилка, вистл. Материалом для изготовления этого инструмента являлось преимущественно дерево. Для этой цели хорошо подходил клен, самшит, слива, груша, но больше всего - красное дерево.

Флейта «Пана» - старинный духовой деревянный инструмент, обладающий утонченным пасторальным тембром и эффектным внешним видом. Данная флейта названа в честь одного из богов древнегреческого пантеона – Пана, которого обычно изображали с подобным инструментом, называемым «сиринксом». Возникновение такой флейты датируется приблизительно 5-2 тыс. до н. э. – эпохой неолита. Тогда люди начали находить взаимосвязь между длиной трубки и высотой звука: чем длиннее ствол - тем ниже звук и наоборот. Они начали соединять по несколько цилиндрических трубок разной длины. Предположительно, так и возник один из самых древнейших инструментов – флейта Пана. Как духовой инструмент, состоящий из 7 трубок, изготовленных из тростника, она упоминается в произведении Вергилия (1 в. до н. э.). Его название связано с мифическими героями – Паном и нимфой Сиринкс.

Лютня – один из старинных щипковых музыкальных инструментов с ладами на грифе и овальным корпусом. Точная дата и место появления лютни доподлинно неизвестно. Первый рисунок на табличке из глины, отдаленно напоминавший лютню, датирован серединой второго тысячелетия до н.э. Археологические раскопки свидетельствуют об использовании этого инструмента на территории Болгарии, Египта, Греции и Рима. Благодаря болгарам лютня с короткой шейкой стала популярной на территории Балканского полуострова. В VII столетии становится широко распространена в азиатских странах, в особенности в Персии и Византии, а в VIII веке завезена маврами в Испанию. Вскоре инструмент становится популярным повсеместно. В XV-XVI столетии на ней играли в Италии, Португалии и Германии. На лютне играли и мужчины, и женщины. Она была компактной, легкой, ее везде можно было брать с собой.

Ребек - старинный смычковый струнный инструмент, повлиявший на формирование инструментов всего скрипичного семейства. Происхождение точно неизвестно, возможно в позднем средневековье в Испанию ребек занесли арабы, либо они познакомились с ним уже после покорения Испании. Получил широкое распространение в музыкальной практике Западной Европы в XIII и XIV веках. У ребека деревянный корпус грушевидной формы, верхняя сужающаяся часть которого переходит непосредственно в шейку. На нем играли смычком, удерживая его на руке или прижимая щекой, как на скрипке.

«Виола де гамба» - «ножная» виола, старинный струнный смычковый музыкальный инструмент семейства виол, близкий по размеру и диапазону современной виолончели. На виоле да гамба играли сидя, держа инструмент между ног, или положив боком на бедро, - отсюда название. Гамбы возникли в XVI столетии. Они отличались от скрипок пропорциями: более укороченный корпус относительно длины струн, плоская нижняя дека и более высокие обечайки. Были более тонкими и легкими. Форма корпуса отличалась от скрипок и не так четко очерчивалась, имела также меньшее влияние на звук инструмента. У лютни гамбы заимствовали квартово-терцовый строй и ладки. Уже в начале XVI столетия гамбы делались хорами, то есть изготавливались инструменты разных размеров для дисканта, альта, тенора и баса.

«Фагот» - язычковый деревянный духовой музыкальный инструмент басового, тенорового и частично альтового регистра. Имеет вид согнутой, дугообразной, длинной трубки с системой клапанов и двойной (как у гобоя) тростью, которая надевается на металлическую трубку («эс») в форме буквы S, соединяющую трость с основным корпусом инструмента. Свое название инструмент получил из-за того, что в разобранном виде напоминает вязанку дров (в переводе с итальянского fagotto - «вязанка дров»). На первых порах своего существования фагот выполнял функцию усиления и дублирования басовых голосов. Более самостоятельную роль он начал играть в начале XVII века.

Голос. Человеческий голос – это король музыкальных инструментов. Ему уступает любой, даже самый совершенный, музыкальный инструмент. Создание инструмента – это дело рук человека, а голос - создание творца. Человек может раскрыть возможности этого инструмента для передачи тончайших нюансов человеческой души посредством звука, неся свет тепло и радость людям. На заре своего существования люди умели понимать друг друга при помощи звуков. Пользуясь ими, они выражали радость и горе. Так зародилось примитивное пение, которое приобрело со временем большую эмоциональность, но это были лишь первые шаги в вокальном искусстве. На протяжении многих веков искусство вокала развивалось и совершенствовалось. Музыкальные инструменты заявили о себе значительно позже.