14214

2018

calendar 2018

75

tvr

Мы в социальных сетях


blog Библиотечный навигатор

blog Книжный гид Краснодара

vk Библиотеки Краснодара

twiterr ЦБС Краснодара

ok Муниципальные библиотеки Краснодара

vk Тургеневский мир (Детская библиотека им. И. С. Тургенева)

vk Тук-тук. Библиотека – доставка на дом (Библиотека им. Н. А. Островского)

2344 @ostrovbibl (Библиотека им. Н. А. Островского)

vk Библиомаяк (Библиотека им. В. В. Маяковского)

vk Библиотека-филиал № 38

vk Библиотека им. Ю. П. Кузнецова

mmmvk2344  "Маршаковский Дом"

vk Детская библиотека № 4

vk "Детский отдел" (Библиотека им. Н. В. Гоголя)

vk ok Библиотека им. К. А. Обойщикова

ok 2344 Детская библиотека № 1 им. В. П. Бардадыма


version

Муниципальное учреждение культуры

муниципального образования город Краснодар

«Централизованная библиотечная система города Краснодара»

Центральная городская библиотека им. Н. А. Некрасова

Информационно-библиографический отдел

 

 

 

 

 

 

XXI век – век толерантности

 

Обзор литературы

 

 

Краснодар

2015

 

 

ББК 60.524

Д 22

 

 

 

Д 22          XXI век – век толерантности : обзор лит. / информ.-библиогр. отдел ЦГБ им. Н. А. Некрасова ; сост. Д. У. Бекташева ; гл. ред. О. В. Кирьянова. – Краснодар : МУК ЦБС города Краснодара, 2015. – 22 с.

 

 

 

ББК 60.524

 

 

 

 

© МУК ЦБС города Краснодара, 2015

 

Оглавление

 

От составителя

Толерантность – дорога к миру

Краснодарский край – территория толерантности

Послесловие

 

 

 

 

От составителя

 

Когда по склонам вечной суеты

Бежать от неудач устанешь люто,

Направь шаги тропою доброты

И радость помоги найти кому-то.

И. Романов

 

Современный культурный человек – это образованный индивидуум, обладающий чувством самоуважения и почитае­мый окружающими. Именно поэтому очень важно научить под­растающее поколение строить взаимоотношения с окружа­ющими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готов­ности принять других людей, их взгляды, обычаи, привычки такими, какие они есть. Сегодня современник должен иметь определенный багаж знаний, умений и навыков, обладать терпимостью как основой жизненной позиции.

Толерантность как образ жизни в обществе зависит от по­зиции каждого человека, его лояльности к чужим мнениям, ве­рованиям, поведению, принятие другой личности.

Каждая из культур прошлого или другой страны должна стать для индивидуума «своей», так как это постижение всегда осуществляется в познании и сравнении с отечественной. Все это становится достоянием и культурой человечества: чем более значимыми ценностями мы овладеваем, тем острее наше вос­приятие и желание познать еще больше. Именно это подчерки­вал в своих выступлениях академик Д. С. Лихачев.

Предлагаем вам обзор литературы, посвященный этой акту­альной теме. В него вошли книги за последние 24 года и перио­дические издания за 2 года. Особый интерес представляет раз­дел, посвященный вопросам толерантности в Краснодарском крае.

Издание адресовано школьникам старших классов, молоде­жи, сотрудникам библиотек, учителям, а также всем тем, кому не безразличны вопросы доброго и терпимого отношения друг к другу и к окружающим.

 

 

Толерантность – дорога к миру

 

Живите долго, праведно живите,

Стремясь весь мир к собратству сопричесть,

И никакой из наций не хулите,

Храня в зените собственную честь.

Р. Гамзатов

 

На Земле проживает огромное количество народов и нацио­нальностей, их точное число неизвестно даже ученым. Но неза­висимо от цвета кожи, языка, обычаев и культуры, любой народ и каждый человек в отдельности имеют право на счастливую жизнь, радость, понимание, сочувствие и помощь. Проживание в мире и согласии предполагает наличие у всех таких человеческих качеств, как взаимные понимание и уважение, доброжелательность, сдержанность, коммуникабельность, уступчивость, терпение.

В последнее время все чаще возникают разговоры о толе­рантном мире – то есть без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является неповторимая и неприкосновенная человеческая личность.

Как утверждают историки, возникновение понятия «толерант­ность» связано с именем Талейран-Перигора, жившего во Франции на рубеже XVIIIXIX веков. Этот политик при самых разных пра­вительствах умудрялся оставаться министром иностранных дел. Он был талантливым человеком во многих областях, но более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обс­тоятельствам.

Проявлять терпимость – это значит признавать, что люди раз­личаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению, ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

Как у нас проявляются толерантные отношения? Существуют два основных метода терпимости: правовой – когда в стране появ­ляется то или иное право, уменьшающее дискриминацию населе­ния, и второй – через образование, которое базируется на принци­пах уважения чужого или иного взгляда, религии.

 

Декларация принципов терпимости : резолюция 28-й Ге­нер. конф. ЮНЕСКО № 5.61 от 16.11.1995 г. // СПС «Кон­сультантПлюс».

В 1995 году ООН приняла «Декларацию принципов терпимо­сти» – основополагающий международный документ, в кото­ром не только провозглашаются принципы человеческого едине­ния, но и указаны пути их реализации.

Как указано в тексте, толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуаль­ности.

Терпимости способствуют знания, открытость, общение, свобода мыслей и убеждений. Толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство, а прежде всего активное отно­шение к действительности, формируемое на основе признания универсальных прав и свобод человека.

 

Конс­титуция Российской Федерации : с учетом попра­вок, внесен. законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ и 30 дек. 2008 г. № 7-ФКЗ. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2013. – 60 с. – Из содерж.: Права и свободы человека и гражданина : гл. 2

Принципы толерантности, терпимого отношения в Рос­сийской Федерации, населенной более чем 160 нациями и на­родностями, в каждом отдельном сообществе не могут фор­мироваться из ничего. Для этого необходима последовательная и целенаправленная работа многих государственных структур, общественных и религиозных организаций.

Россия создала законодательную базу по защите прав чело­века, независимо от его национальной принадлежности. Пункт 2 ст. 19 Конституции РФ гласит: «Государство гаран­тирует равенство прав и свобод человека и гражданина не за­висимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения… Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по приз­накам социальной, расовой, национальной, языковой и религи­озной принадлежности». А пункт 2 ст. 29 звучти так: «Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства».

 

Вульфсон, Б. Л. Миграционные процессы в современном мире и образование / Б. Л. Вульфсон // Педагогика. – 2011. – № 1. – С. 103–109.

Массовые миграции регулярно происходят в истории чело­вечества. Люди перемещаются по планете, спасаясь от войн, стихийных бедствий, в поисках лучшей жизни и просто из лю­бопытства. В эпоху современной глобализации они интенси­фицировались и приняли невиданные масштабы. Поэтому возникла необходимость понять психологические законы, которым подчиняется поведение переселенцев: как человек вхо­дит в иное культурное пространство, как приспосабливается к незнакомой среде.

В статье раскрываются проблемы межкультурного диа­лога и предлагаются разработки методологии действий по достижению большей толерантности во взаимоотношениях людей разных этносов.

 

Галузина, О. Профилактика экстремизма и ксенофобии / О. Галузина // Не будь зависим, скажи нет наркотикам, ал­коголю, курению, игромании. – 2015. – № 1. – С. 6–9.

В современном мире активизировалась деятельность асо­циальных молодежных организаций, спекулирующих на идеях национального возрождения и провоцирующих рост преступных акций; участились нарушения общественного порядка на этно­религиозной и политической почве. Молодежные группировки стали более агрессивными, организованными, политизированны­ми. В последнее десятилетие проблемы экстремизма и тер­роризма актуализировались во многих регионах мира, преврати­лись для большинства стран в угрозу международной и нацио­нальной безопасности.

Поэтому перед образовательными организациями РФ встал вопрос: какие меры предпринимать для профилактической, воспитательной и пропагандистской работы по предупреж­дению экстремизма и формирования установок толерантного поведения детей и подростков. В статье рассказывается о том, как решаются эти вопросы.

 

Гумилев, Л. Н. Конец и вновь начало : популярные лек­ции по народоведению / Л. Н. Гумилев. – Москва : Айрис ПРЕСС, 2003.

Одна из самых популярных отечественных книг выдающе­гося отечественного историка и географа Л. Н. Гумилева пред­ставляет собой цикл лекций по народоведению, пользовавшихся огромным успехом в 80-е годы прошлого столетия. В увлека­тельной форме изложено развитие этносов, гибель и крушение великих империй на примерах из жизни многих народов античной и средневековой Европы, Ближнего Востока, Китая, Индии, Америки и деятельности их выдающихся предста­вителей, оставивших яркий след в истории.

 

Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. Т. 4 : Р–V / В. И. Даль. – Москва : Рус. яз. – 1998. – С. 401–402.

В. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» дает следующую трактовку терпимости: «терпливать что, выносить, переносить, сносить, нуждаться, страдать…».

 

Лебедева, Н. Контакт с иной культурой / Н. Лебедева // Духовный мир человека : Т. 18. – Москва : Аванта, 2004. – С. 398–422.

В разных культурах люди ведут себя по-разному на работе, дома или в общественных местах. Например: греки оценивают поведение американцев на работе как бесчеловечное, холодное, чересчур нацеленное на производительность. Они же часто дей­ствуют, исходя из дружеских отношений, не видя разницы между служебным и дружеским общением. Поэтому эмигранты из Греции не могут в США усвоить свои должностные роли.

Неодинаковы в разных культурах представления о социаль­ной роли учителя и ученика. В ближневосточных странах от­ношения такие: педагога следует бояться, как боитесь вы Ал­лаха. Когда входит в класс преподаватель, все встают, при встрече с ним на улице кланяются. У иранцев профессор, который разрешает относиться к себе без должного почтения, не воспринимается студентами всерьез. Они теряют уважение к такому педагогу. А американский преподаватель, в свою оче­редь, держится со студентами на равных и того же ожидает от них.

В японском обществе ценятся взаимозависимость и гармо­ния в отношениях. Чтобы не произвести впечатление настойчи­вого и напористого человека, японцы предпочитают употреб­лять слова: «возможно», «вероятно», «может быть».

Арабы стараются быть сверхубедительными. На пригла­шение отобедать одного «Нет!», сказанного гостем, недоста­точно. Надо отказ произнести несколько раз, сопровождая его восклицанием «Клянусь Аллахом!». Простое «нет» может восприниматься как туманное выражение согласия. При встрече с друзьями или соперниками арабы с одинаковой при­ветливостью обнимаются, держатся за руки, достигая силь­ного ощущения присутствия другого человека.

Данная энциклопедия посвящена самым сущностным сто­ронам внутреннего мира людей, таким как потребность в поз­нании, смысле жизни, ценностях, идеалах.

 

Лихачев, Д. С. Письмо третье. Самое большое / Д. С. Ли­хачев // Лихачев, Д. С. Письма о добром и прекрасном. – Санкт-Петербург : БЛИЦ, 1999. – С. 7–8.

Есть такая притча. Когда Бог сотворил Землю, она коле­балась и дрожала, пока не были воздвигнуты на ней горы, чтобы твердь стала непоколебимой. Тогда ангелы спросили: «О Боже! Есть ли в Твоем творении что-нибудь крепче этих гор?». Бог отвечал: «Железо крепче гор, так как оно разбивает их». – «А есть что-нибудь сильнее железа?» – «Да, – отвечает Бог, – огонь сильнее железа, потому что он расплавляет его». – «А есть что-нибудь из созданного Тобой сильнее огня?» – «Есть вода, так как она тушит огонь». – «О Боже, но есть ли что-нибудь сильнее воды?» – спросили ангелы. «Да, ветер сильнее воды, так как он заставляет и ее двигаться». – «О, Вседержитель наш! Есть ли что-нибудь из созданного Тобой сильнее ветра?» – «Есть. Добрый человек, подающий милостыню».

Давайте посмотрим, как рассуждает о цели жизни ака­демик Д. С. Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном»: «А в чем самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро – это, прежде всего, счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую нужно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, зарожда­ется в детстве и в близком.

Все верно, человек не может жить без цели, без идеалов, без морали, если он хочет быть достойным своего звания. Ка­чества эти не врожденные. Их нужно воспитывать. Ребенок любит свою мать и своего отца, братьев и сестер, свою се­мью, свой дом. Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну. А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека. Надо быть патриотом, а не националистом. Нет необходимо­сти ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою».

 

Клепцова, Е. Ю. Проблема терпимости и толерантности в религиозных концепциях / Е. Ю. Клепцова // Клепцова, Е. Ю. Психология и педагогика толерантности. – Москва : Академический Проект, 2004. – С. 17–19.

Впервые проблема терпимости была поставлена в религи­озных концепциях и, в первую очередь, древних религиях стран Востока. Характер многих религий там отличался откры­тостью, способностью к интеграции близких религиозных сис­тем, проповедовал терпимость. С появлением джайнизма (VIV вв. до н. э.) провозглашаются принципы терпения и смирения, как важнейшие этические каноны общежития, отход от которых нарушает ход ахисмы (отказ от ненасилия) и от­рицательно сказывается на карме.

У буддизма (VIV вв. до н. э.) много общего с джайнизмом. Согласно ведущему этическому принципу ахисмы, в этой рели­гии провозглашается непротивление злу насилием, причем терпимости отводится пассивно-благожелательная позиция. Она состоит в смирении, в неуглублении страданий.

В индуизме, в частности в «Бхагавадгите», придается большее значение смирению, терпению и терпимости. Здесь вырисовывается целостная концепция последней, которая выступает и как ценность, и как знание, и как божественное качество, и как форма аскетизма тела.

Наиболее активную позицию терпимость занимает в дао­сизме, где провозглашается принцип У-вэй (недеяние), который в интересующем нас контексте может быть рассмотрен как «деяние–через–недеяние», где терпимость выступает как активная форма недеяния, главное условие ненасильствен­ного сопротивления.

Пожалуй, наиболее противоречивыми являются взгляды на терпимость в исламе. С одной стороны, там оправдыва­ется религиозная нетерпимость, достаточно вспомнить свя­щенную войну джихад, а с другой стороны, приветствуются прощение, терпение, способность сдерживать негативные эмоции и совершать добрые поступки.

В христианстве проблема терпимости решается наиболее последовательно, особенно в части, касающейся непротивле­ния и любви к своим врагам. Терпение и смирение здесь счита­ются важнейшими добродетелями.

 

Клепцова, Е. Ю. Терпимость и толерантность в философ­ско-этических учениях / Е. Ю. Клепцова // Клепцова, Е. Ю. Психология и педагогика толерантности : учеб. пособие для системы доп. проф. пед. образования. – Москва : Акад. проект, 2004. – С. 19–21.

Многие философские концепции терпимости и толерантно­сти вытекают из религиозных. Это ярко видно на примере русской теории. Особый вклад в разрешение этой проблемы внесли Л. Н. Толстой (концепция непротивления злу насилием) и Н. К. Рерих (идея терпимости как активной формы взаимодействия). Сюда можно отнести взгляды И. А. Ильина, М. М. Тареева, С. Н. Трубецкого, В. В. Розанова о веротерпимости.

Наиболее последовательно проблематика терпимости раскрыта у Л. Н. Толстого в его концепции о непротивлении злу насилием. Чтобы быть готовым к этому, человек должен по­бороть гордыню, стремление выделиться, быть лучше других, воспитать в себе терпимость, которая отождествляется ве­ликим писателем со смирением. Именно в нем он видит спасе­ние каждого индивидуума и всего населения планеты.

Л. Н. Толстой раскрывает некоторые содержательные ха­рактеристики смирения. К ним можно отнести гибкость – как проявление мудрости, силы духа; преодоление в себе гордости, самовозвеличивания, стремления выделиться, прославиться, которые, в свою очередь, показывают низость духа; неделание – как сознательный отказ от злых поступков; любовь.

О духовном терпении, как национальной особенности рус­ского характера, пишет И. А. Ильин, причем философ связы­вает его со смирением, полагая, что именно безропотность побуждает любовь, увеличивает ценность человека и возвы­шает его духовно. Ученый подчеркивает активную форму тер­пения, приводящую к совершенствованию духа, творческой активности.

Заслуживает внимания точка зрения В. В. Розанова о рели­гиозной терпимости. Для философа это осознание ценности друг друга, «разговор на равных», признание того, что «в стра­дании святость».

 

Крысин, Л. П. Современный словарь иностранных слов : свыше 7 000 слов и выражений, толкование значений, про­исхождение, употребление / Л. П. Крысин ; РАН. – Москва : АСТ-ПРЕСС, 2012. – 610 с.

Обратимся к пониманию толерантности в разных культу­рах. Так, в английском языке в соответствии с трактовкой Оксфордского словаря – это «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь». Во фран­цузском – «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов». В китайском языке быть толерантным означает «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других». В арабском – это «прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение... расположенность к другим». В персидском – «терпение, выносливость, готовность к примирению».

Таким образом, понимание толерантности и терпимости неоднозначно в различных культурах и зависит от истори­ческого опыта, культуры и традиций народов.

В научном обиходе «терпимость» заменяют синонимом «толерантность». В «Современном словаре иностранных слов» ей дается следующее определение: «tolerantia (лат.) – терпи­мость, терпение, устойчивость, выносливость, снисходитель­ность, способность переносить неблагоприятное воздействие».

 

Мигрантизация : [цикл ст.] // Знание–сила. – 2015. – № 2. – С. 19–40.

В ходе большого исследования, предпринятого Центром со­циально-трудовых прав и Центром этнополитических и регио­нальных исследований в 2013 году, ученые решили сравнить положение приехавшего на заработки мигранта с положением российского рабочего, занятого тем же трудом. И что же получилось? Как утверждают ученые, земля у нас приходит в страшное запустение. Молодежь стремится в города – чем крупнее, тем лучше. Оголяются огромные пространства, на которых некому жить. Так почему бы не заселить их миг­рантами? О том, поможет ли это решить наши демогра­фические, а тем самым и экономические проблемы, и что об этом думают специалисты, и идет разговор в журнале «Знание–сила».

Мы часто слышим выражение: «Ксенофоб несчастный» – это, собственно, кто такой? Что именно превращает наших соотечественников в людей, с неприязнью относящихся к тру­довым мигрантам?

В данном цикле статей вы узнаете о миграции и трудовых переселенцах, о заселении нашей страны приезжими из бывших советских республик и существующей демографической яме, о неприязни россиян к чужакам.

 

Народы мира : энцикл. / [ред. совет: А. О. Чубарьян (пред.), В. В. Ищенко, С. Г. Кордонский и др.]. – Москва : ОЛМА Медиа Групп, 2007. – 638 с. : цв. ил.

По библейской легенде, все люди когда-то были одним наро­дом и говорили на едином языке. Возгордившись, они стали строить Вавилонскую башню, по которой надеялись попасть на небо. За это Бог разгневался на них и разделил языки. Люди больше не могли легко договориться друг с другом, и стро­ительство башни прекратилось. Так возникли разные народы.

Многие хотели бы знать, сколько наций живет на планете. Но ответить на этот вопрос не в силах даже ученые. В спра­вочном издании представлено краткое описание более 600 на­родов мира. В каждой статье приведены данные о расовой принадлежности этноса, численности, местах проживания, языке общения и веровании. Описываются традиционные жи­лища, одежда, пища, а также общественное устройство, обы­чаи, а в ряде случаев происхождение и краткая история народа. В приложение вошли статьи о классификации рас, генеалоги­ческом и морфологическом разделении языков человечества, религиях мира.

 

Народы России: праздники, обычаи, обряды / [сост. Е. В. Широнина]. – Москва : РОСМЭН, 2012. – 95 с. : цв. ил. – (Детская энциклопедия Росмэн).

Культурное многообразие и этническая карта России фор­мировались многие столетия под влиянием различных факто­ров: окружающей среды, хозяйственной деятельности, мигра­ций, завоеваний. Множество народов объединились в единое го­сударство и сберегли при этом себя, свой язык. Сохранение самобытной культуры всех наций дает мощный толчок и силу для развития духовного потенциала, самовыражения, питает каждую народность. Сегодня представляется важным соеди­нить исторические традиции российского гуманизма с новыми принципами демократии, толерантности и формирующегося гражданского общества, в котором все россияне – жители од­ной страны.

В издании дается картина культурного многообразия на­ций, формировавшихся на протяжении многих веков. Пред­ставлены праздники, обычаи и традиции народов Российской Федерации.

 

Психодиагностика толерантности личности / [под ред. Г. У. Солдатовой, Л. А. Шайгеровой]. – Москва : Смысл, 2008. – 172 с. – (Психодиагностические монографии).

В современном мире угроза психотравмирующих факторов неуклонно возрастает. Все возрастающий ритм жизни, безумный калейдоскоп событий, груз ответственности, дефи­цит общения – все это определяет высокую экстремальность современного существования и, следовательно, предъявляет больше требований к психологической устойчивости человека. По сравнению с ними скорость эмоционально-нравственного взросления индивидуума намного ниже. Такое несоответствие вплотную ставит перед специалистами проблему психоло­гической устойчивости и требует заняться ею всерьез, причем не только в жизни отдельной личности, но и в глобальных все­человеческих масштабах.

Практическое пособие включает конкретные методы, по­зволяющие исследовать различные аспекты толерантности как психофизиологической и социально-психологической устой­чивости индивидуума. Пособие адресовано психологам, социологам, педагогам, студентам и аспирантам.

 

Рерих, Н. К. О Вечном… : сб. / Н. К. Рерих. – Москва : Политиздат, 1991. – 173 с.

Проблематике терпимости посвящены работы Н. К. Ре­риха. Человек, обделенный ею, в понимании русского философа и писателя «не милосерден... не великодушен и не знает дове­рия». Терпимость приобретается путем воспитания в себе этого качества, а испытание ею, как полагает Рерих, есть од­но из самых высоких. Важным условием формирования тер­пения–терпимости в себе философ видит сдерживание раздражительности, изжитие личностных страхов и эгоцент­ризма, а также культивирование внутри любви. Русские философы отождествляли терпение с терпимостью, которые закаляются «в несправедливости справедливых страданий».

 

Чубарьян, А. Мы показали многомерность истории / А. Чубарьян ; подгот. О. Филина // Огонек. – 2015. – № 9. – С. 17.

Пока политики враждуют, ученые пытаются догово­риться: в марте 2015 г. в Германии состоялась презентация российско-германского учебного пособия по истории. Совмест­ный учебник по истории для учителей средних школ скоро будет представлен и в России. На протяжении 12 лет историки двух стран искали общий язык, чтобы создать пособие, затраги­вающее знаковые эпизоды той или иной эпохи. Некоторые темы оказались спорными, например, пакт Молотова–Риббентропа, Сталинградская битва и др.

Авторы не пытались вынести кому-то вердикт, вырабо­тать официальную точку зрения по ключевым событиям нашей истории, а в первую очередь стремились представить разные суждения и показать многомерность прошлого. В том случае, когда мнения российских и немецких исследователей сущест­венно расходятся, – статьи помещены рядом в рамках одной темы. Одна из целей учебника – научить школьников уважать чужую точку зрения, позицию другой стороны. Благодаря этому, издание имеет большое общественно-политическое зна­чение, особенно сейчас. Его появление доказывает, что наука, культура и образование могут подниматься над политическими страстями и объединять людей, учить их слушать друг друга.

 

 

Краснодарский край – территория толерантности

 

Исторически сложилось так, что в нашем крае в тесном со­седстве оказались люди, говорящие на разных языках, испове­дующие различные религии и придерживающиеся сходных или, наоборот, совсем непохожих обычаев. Такое соседство, несмотря на определенные сложности, бесспорно, является благом, по­скольку создает условия для взаимного обмена опытом и духовного обогащения – ведь культура каждого народа непов­торима! Не подлежит сомнению, что тактичное и уважительное отношение к традициям друг друга – один из лучших путей к достижению взаимопонимания.

 

Об утверждении долгосрочной краевой целевой програм­мы «Гармонизация межнациональных отношений и разви­тие национальных культур в Краснодарском крае на 2013–2017 годы» : постановление главы адм. (губернатора) Крас­нодар. края от 1 авг. 2012 г. № 833 (ред. от 28.05.2013) // СПС«КонсультантПлюс».

Администрацией Краснодарского края сфере межэтниче­ских отношений уделяется особое внимание. Программа направ­лена на поддержку и распространение идей духовного единства и межнационального согласия, повышения уровня информиро­ванности населения об этническом разнообразии, истории и культуре всех народов, проживающих на Кубани. В ходе ее реализации проводятся праздники национальных общин, фес­тивали культур народов, осуществляется поддержка сайта Центра национальных культур г. Краснодара. На его страницах содержится информация об истории народностей, населяющих край, о деятельности национально-культурных общественных организаций, законодательных актах Российской Федерации и Краснодарского края в сфере межнациональных отношений.

Уже несколько лет действует муниципальная ведомствен­ная целевая программа профилактики экстремизма и гармо­низации межнациональных отношений в Краснодаре. Средства, выделяемые по программе, идут, в том числе, и на проведение круглых столов, научно-практических конференций, фестивалей, которые рассчитаны на знакомство с традициями и культурой разных народов.

 

Краснодар – город межнационального сотрудничества : [информ. буклет]. – Краснодар : Краснодар. издат.-поли­граф. комплекс, [2005?]. – 24 с.

Краснодар является многонациональным городом, на тер­ритории которого проживают представители 120 народ­ностей. Несмотря на пестрый состав, межнациональные от­ношения в краевом центре стабильны, без открытых проти­востояний и конфликтов. На территории города действует свыше 60 национально-культурных объединений. Крупнейшим из них на юге России является Центр национальных культур, созданный по инициативе администрации Краснодара и го­родского Совета народных депутатов в 1992 году. Деятель­ность этой организации направлена на сохранение мира и укрепление межнационального сотрудничества.

Изучение языков, проведение праздников разных народов, совместных вечеров позволяет узнать особенности культуры каждой из представленных национальностей. Достижения Центра нацкультур высоко оценены такими международными организациями, как ООН и ЮНЕСКО. В этой книге вы под­робно узнаете о его деятельности.

 

Краснодар – город мира // Краснодар. изв. – 2014. – 4 сент. – С. 6. (Дом ста народов).

В статье рассказывается о том, что благодаря реализации проекта «Краснодар – город мира», уже второй год ученики краснодарских школ знакомятся с культурой, традициями, обычаями различных этнических групп, проживающих на терри­тории Кубани. Дни культуры народов, организованные Центром национальных культур, проходят в рамках реализации городской целевой программы профилактики экстремизма и гармонизации межнациональных отношений.

Из статьи вы узнаете, в чем же заключается суть данного проекта.

 

Кубань многонациональная : этнограф. слов.-справ. / В. И. Колесов [и др.]. – Краснодар : Адм. Краснодар. края, 2007. – 233 с.

Кубанская земля считается одной из самых многонацио­нальных в стране. На ее территории проживают представи­тели 124 народов. На протяжении всей истории нашего края это всегда было одним из основных его богатств и досто­инств. Но в то же время такое обилие диаспор требует к себе постоянного внимания. Национальная государственная поли­тика не строится на пустом месте, она сохраняет преемст­венность в традициях, уходящих корнями в далекое прошлое, в котором было много ценного.

В разделе «Очерки из истории народов Кубани» вы позна­комитесь с историей и культурой основных этнических групп нашего региона. В приложениях узнаете о составе народностей Краснодарского края по данным Всероссийской переписи 2002 года. Там же представлены сведения о зарегистрирован­ных национальных общественных объединениях.

 

Павелко, Н. Н. Культура толерантности в традициях на­родов Северного Кавказа / Н. Н. Павелко // Федор Андреевич Щербина, казачество и народы Юга России: история и сов­ременность : сб. материалов VI междунар. науч.-практ. конф. – Краснодар : ИМСИТ, 2007. – С. 198–212.

Северный Кавказ – регион сложный в языковом, этничес­ком, религиозном отношениях. Здесь на довольно небольшой территории издавна бок о бок проживают народы, отли­чающиеся друг от друга особенностями хозяйствования, быта, традициями повседневной жизни. Подобное разнообразие сфор­мировалось в давние времена и сохраняется на протяжении многих веков. Особенностью региона можно считать и то обстоятельство, что многочисленные различия и несходства существовали не только между этносами, но зачастую и внут­ри одной народности – нередко отдельные села, общины были обособлены друг от друга, что приводило к формированию «своих», локальных традиций и обычаев внутри каждого села. В целом принцип доброжелательного, миролюбивого отношения к окружающим признавался необходимым на всех уровнях – от семьи до общины.

Старинное аварское изречение гласит: «Подбодряй семью, радуй друга, будь ласков с родителями, уживчив с соседями и приветлив к гостю». Согласно нормам «нохчалла» – своеоб­разного кодекса чести чеченцев – требовалось проявлять ува­жение к любому человеку, причем почтение тем большее, чем более он далек по родству, вере или происхождению. В на­роде говорят: обида, которую ты нанес мусульманину, может быть прощена, ибо возможна встреча в судный день; не прощается оскорбление, причиненное человеку иной веры, ибо такой встречи не будет никогда… У дагестанских народов при совершении торговых сделок считалось предосудительным при прочих равных условиях отдавать предпочтение покупателю-му­сульманину перед иноверцем.

Важная предпосылка для взаимопроникновения культур – это и горские обычаи: гостеприимство, куначество, аталыче­ство. Чеченские обычаи хлебосольства предполагали, например, что гостю не только давались кров и пища, но и оказывалось содействие в его делах, а также вооруженная защита в случае необходимости.

Взаимообогащению культур, укреплению дружеских связей горцев и казаков содействовал обычай аталычества – обмена детьми в семьях. Между казаками и чеченцами было принято отдавать ребят на воспитание из станиц в аулы и наоборот, что давало им знание чужого языка, грамоты, обычаев и т. д.

Традиции гостеприимства, отличавшиеся у отдельных на­родов некоторым своеобразием, повсеместно имели сакральное обоснование: посетивший ваш дом – посланник Бога. «Гость от Бога» – такова распространенная на Кавказе пословица. А если хозяин не оказал почета, то и поле у него не заколосится – так говорили в Дагестане. Нации этого региона накопили богатейший опыт взаимной терпимости, разумного приспосо­бления, достойных компромиссов, разностороннего сотрудниче­ства. С обычаями гостеприимства, куначества, аталычества у народов Кавказа вы познакомитесь, прочитав данную статью.

 

Трамвай дружбы : торжеств. запуск трамвая состоялся в Краснодаре  [23 мая 2014 года] // Кубань сегодня. – 2014. – 27 мая. – С. 1.

Краснодар – это место, где тесно переплетаются судьбы разных народов. И что важно – их культуры взаимодополняют и обогащают друг друга. Представители студенчества города выступили с идеей проекта «Дружелюбный трамвай», цель ко­торого – знакомство с историей различных диаспор, формиро­вание толерантного сознания и поведения в краевом центре. Отличительная особенность вагончика заключается в особом стилизованном оформлении, характеризующем многонацио­нальность Краснодара. Образ такого трамвая должен наво­дить горожан на мысли о межкультурном диалоге и дружбе между народами.

Запуск «Трамвая дружбы» состоялся 23 мая 2014 года. По пути следования на остановках его встречали студенты краснодарских вузов и колледжей, подготовившие различные национальные гостиные с презентацией культур народов на­шего края. Яркий вид трамвая дополняют фраза «Краснодар – наш общий дом!» и цитата Н. А. Бердяева «Всякая националь­ность есть богатство единого и братски объединенного чело­вечества, а не препятствие на его пути». «Трамвай дружбы» курсировал в краевом центре в течение полугода. Орга­низаторами акции стали управление по делам молодежи города и студенческий совет на общественных началах при главе муни­ципального образования г. Краснодар.

 

Хушт, З. Город, комфортный для проживания / З. Хушт // Краснодар. изв. – 2015. – 17 янв. – С. 3.

Интерес к межнациональной проблематике в столице Куба­ни достаточно велик. По результатам социологического иссле­дования «Межнациональные отношения в Краснодарском крае», 77,9 % опрошенных считают наш город комфортным для проживания, в том числе и в плане межэтнического взаи­модействия.

Статья рассказывает о том, какие меры, способные нала­дить и поддерживать благоприятный межнациональный кли­мат, предлагают респонденты.

 

 

Послесловие

 

Не подлежит сомнению, что тактичное и уважительное от­ношение к культурным традициям друг друга – один из ведущих путей к достижению взаимопонимания.

В последнее время наблюдается повышенный интерес части населения к своим корням, национальной истории, народной культуре. Это следствие интенсивных межэтнических контактов, вызванных массовой миграцией, обменом школьниками, сту­дентами, специалистами, туризмом, средствами массовой ком­муникации. Подобные контакты актуализируют этническую идентичность, поскольку лишь через сравнение можно вполне осознать свою «русскость», «украинство», «еврейство» и т. д.

Но вглядитесь в обряды, вслушайтесь в слова и мелодии, и вы почувствуете что-то близкое и понятное – общечело­веческое: в русских и адыгских, украинских и татарских, греческих и армянских и других народных обычаях, песнях, пословицах запечатлены общие и вечные образы и темы.

 

 

При оформлении обложки использованы изображения с сайтов:

http://www.tolera№ce.ru/

http://ju№gterra.ru/yazyk–cveta–v–raz№yx–kulturax–drev№ij–vostok/

 

 

 

СПРАВОЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ

 

XXI век – век толерантности

 

 

Обзор литературы

 

 

 

Составитель

Бекташева Деляра Умеровна

 

 

 

Главный редактор   О. В. Кирьянова

Редакторы:       А. Н. Гостева, И. В. Крутолапова, С. В. Московая,

                     Е. В. Семерикова

Отв. за выпуск        Е. А. Мирошниченко.

 

 

 

Подписано в печать 19.06.2015.

Формат 84´108/32. Бумага офсетная.

Гарнитура Times New Roman. Печать цифровая.

Усл. печ. л. 1,37. Уч.-изд. л. 1,37.

Редакционно-издательский отдел МУК ЦБС города Краснодара,

ЦГБ им. Н. А. Некрасова.

 

350000, Россия, г. Краснодар, ул. Красная, 87/89.

 

 Cкачать / Посмотреть

 

Рекомендуем посетить