calendar 2018

2018

test

Мы в социальных сетях

facebook  Любовь Чтение

blog Библиотечный навигатор

mmm "Маршаковский Дом"

vk Библиотеки Краснодара

twiterr ЦБС Краснодара

ok Муниципальные библиотеки Краснодара

version

Муниципальное учреждение культуры

муниципального образования город Краснодар

«Централизованная библиотечная система города Краснодара»

Центральная городская библиотека им. Н. А. Некрасова

Информационно-библиографический отдел

 

 

 

 

 

 

XXI век – век толерантности

 

Обзор литературы

 

 

Краснодар

2015

 

 

ББК 60.524

Д 22

 

 

 

Д 22          XXI век – век толерантности : обзор лит. / информ.-библиогр. отдел ЦГБ им. Н. А. Некрасова ; сост. Д. У. Бекташева ; гл. ред. О. В. Кирьянова. – Краснодар : МУК ЦБС города Краснодара, 2015. – 22 с.

 

 

 

ББК 60.524

 

 

 

 

© МУК ЦБС города Краснодара, 2015

 

Оглавление

 

От составителя

Толерантность – дорога к миру

Краснодарский край – территория толерантности

Послесловие

 

 

 

 

От составителя

 

Когда по склонам вечной суеты

Бежать от неудач устанешь люто,

Направь шаги тропою доброты

И радость помоги найти кому-то.

И. Романов

 

Современный культурный человек – это образованный индивидуум, обладающий чувством самоуважения и почитае­мый окружающими. Именно поэтому очень важно научить под­растающее поколение строить взаимоотношения с окружа­ющими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готов­ности принять других людей, их взгляды, обычаи, привычки такими, какие они есть. Сегодня современник должен иметь определенный багаж знаний, умений и навыков, обладать терпимостью как основой жизненной позиции.

Толерантность как образ жизни в обществе зависит от по­зиции каждого человека, его лояльности к чужим мнениям, ве­рованиям, поведению, принятие другой личности.

Каждая из культур прошлого или другой страны должна стать для индивидуума «своей», так как это постижение всегда осуществляется в познании и сравнении с отечественной. Все это становится достоянием и культурой человечества: чем более значимыми ценностями мы овладеваем, тем острее наше вос­приятие и желание познать еще больше. Именно это подчерки­вал в своих выступлениях академик Д. С. Лихачев.

Предлагаем вам обзор литературы, посвященный этой акту­альной теме. В него вошли книги за последние 24 года и перио­дические издания за 2 года. Особый интерес представляет раз­дел, посвященный вопросам толерантности в Краснодарском крае.

Издание адресовано школьникам старших классов, молоде­жи, сотрудникам библиотек, учителям, а также всем тем, кому не безразличны вопросы доброго и терпимого отношения друг к другу и к окружающим.

 

 

Толерантность – дорога к миру

 

Живите долго, праведно живите,

Стремясь весь мир к собратству сопричесть,

И никакой из наций не хулите,

Храня в зените собственную честь.

Р. Гамзатов

 

На Земле проживает огромное количество народов и нацио­нальностей, их точное число неизвестно даже ученым. Но неза­висимо от цвета кожи, языка, обычаев и культуры, любой народ и каждый человек в отдельности имеют право на счастливую жизнь, радость, понимание, сочувствие и помощь. Проживание в мире и согласии предполагает наличие у всех таких человеческих качеств, как взаимные понимание и уважение, доброжелательность, сдержанность, коммуникабельность, уступчивость, терпение.

В последнее время все чаще возникают разговоры о толе­рантном мире – то есть без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является неповторимая и неприкосновенная человеческая личность.

Как утверждают историки, возникновение понятия «толерант­ность» связано с именем Талейран-Перигора, жившего во Франции на рубеже XVIIIXIX веков. Этот политик при самых разных пра­вительствах умудрялся оставаться министром иностранных дел. Он был талантливым человеком во многих областях, но более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обс­тоятельствам.

Проявлять терпимость – это значит признавать, что люди раз­личаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению, ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

Как у нас проявляются толерантные отношения? Существуют два основных метода терпимости: правовой – когда в стране появ­ляется то или иное право, уменьшающее дискриминацию населе­ния, и второй – через образование, которое базируется на принци­пах уважения чужого или иного взгляда, религии.

 

Декларация принципов терпимости : резолюция 28-й Ге­нер. конф. ЮНЕСКО № 5.61 от 16.11.1995 г. // СПС «Кон­сультантПлюс».

В 1995 году ООН приняла «Декларацию принципов терпимо­сти» – основополагающий международный документ, в кото­ром не только провозглашаются принципы человеческого едине­ния, но и указаны пути их реализации.

Как указано в тексте, толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуаль­ности.

Терпимости способствуют знания, открытость, общение, свобода мыслей и убеждений. Толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство, а прежде всего активное отно­шение к действительности, формируемое на основе признания универсальных прав и свобод человека.

 

Конс­титуция Российской Федерации : с учетом попра­вок, внесен. законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ и 30 дек. 2008 г. № 7-ФКЗ. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2013. – 60 с. – Из содерж.: Права и свободы человека и гражданина : гл. 2

Принципы толерантности, терпимого отношения в Рос­сийской Федерации, населенной более чем 160 нациями и на­родностями, в каждом отдельном сообществе не могут фор­мироваться из ничего. Для этого необходима последовательная и целенаправленная работа многих государственных структур, общественных и религиозных организаций.

Россия создала законодательную базу по защите прав чело­века, независимо от его национальной принадлежности. Пункт 2 ст. 19 Конституции РФ гласит: «Государство гаран­тирует равенство прав и свобод человека и гражданина не за­висимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения… Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по приз­накам социальной, расовой, национальной, языковой и религи­озной принадлежности». А пункт 2 ст. 29 звучти так: «Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства».

 

Вульфсон, Б. Л. Миграционные процессы в современном мире и образование / Б. Л. Вульфсон // Педагогика. – 2011. – № 1. – С. 103–109.

Массовые миграции регулярно происходят в истории чело­вечества. Люди перемещаются по планете, спасаясь от войн, стихийных бедствий, в поисках лучшей жизни и просто из лю­бопытства. В эпоху современной глобализации они интенси­фицировались и приняли невиданные масштабы. Поэтому возникла необходимость понять психологические законы, которым подчиняется поведение переселенцев: как человек вхо­дит в иное культурное пространство, как приспосабливается к незнакомой среде.

В статье раскрываются проблемы межкультурного диа­лога и предлагаются разработки методологии действий по достижению большей толерантности во взаимоотношениях людей разных этносов.

 

Галузина, О. Профилактика экстремизма и ксенофобии / О. Галузина // Не будь зависим, скажи нет наркотикам, ал­коголю, курению, игромании. – 2015. – № 1. – С. 6–9.

В современном мире активизировалась деятельность асо­циальных молодежных организаций, спекулирующих на идеях национального возрождения и провоцирующих рост преступных акций; участились нарушения общественного порядка на этно­религиозной и политической почве. Молодежные группировки стали более агрессивными, организованными, политизированны­ми. В последнее десятилетие проблемы экстремизма и тер­роризма актуализировались во многих регионах мира, преврати­лись для большинства стран в угрозу международной и нацио­нальной безопасности.

Поэтому перед образовательными организациями РФ встал вопрос: какие меры предпринимать для профилактической, воспитательной и пропагандистской работы по предупреж­дению экстремизма и формирования установок толерантного поведения детей и подростков. В статье рассказывается о том, как решаются эти вопросы.

 

Гумилев, Л. Н. Конец и вновь начало : популярные лек­ции по народоведению / Л. Н. Гумилев. – Москва : Айрис ПРЕСС, 2003.

Одна из самых популярных отечественных книг выдающе­гося отечественного историка и географа Л. Н. Гумилева пред­ставляет собой цикл лекций по народоведению, пользовавшихся огромным успехом в 80-е годы прошлого столетия. В увлека­тельной форме изложено развитие этносов, гибель и крушение великих империй на примерах из жизни многих народов античной и средневековой Европы, Ближнего Востока, Китая, Индии, Америки и деятельности их выдающихся предста­вителей, оставивших яркий след в истории.

 

Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. Т. 4 : Р–V / В. И. Даль. – Москва : Рус. яз. – 1998. – С. 401–402.

В. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» дает следующую трактовку терпимости: «терпливать что, выносить, переносить, сносить, нуждаться, страдать…».

 

Лебедева, Н. Контакт с иной культурой / Н. Лебедева // Духовный мир человека : Т. 18. – Москва : Аванта, 2004. – С. 398–422.

В разных культурах люди ведут себя по-разному на работе, дома или в общественных местах. Например: греки оценивают поведение американцев на работе как бесчеловечное, холодное, чересчур нацеленное на производительность. Они же часто дей­ствуют, исходя из дружеских отношений, не видя разницы между служебным и дружеским общением. Поэтому эмигранты из Греции не могут в США усвоить свои должностные роли.

Неодинаковы в разных культурах представления о социаль­ной роли учителя и ученика. В ближневосточных странах от­ношения такие: педагога следует бояться, как боитесь вы Ал­лаха. Когда входит в класс преподаватель, все встают, при встрече с ним на улице кланяются. У иранцев профессор, который разрешает относиться к себе без должного почтения, не воспринимается студентами всерьез. Они теряют уважение к такому педагогу. А американский преподаватель, в свою оче­редь, держится со студентами на равных и того же ожидает от них.

В японском обществе ценятся взаимозависимость и гармо­ния в отношениях. Чтобы не произвести впечатление настойчи­вого и напористого человека, японцы предпочитают употреб­лять слова: «возможно», «вероятно», «может быть».

Арабы стараются быть сверхубедительными. На пригла­шение отобедать одного «Нет!», сказанного гостем, недоста­точно. Надо отказ произнести несколько раз, сопровождая его восклицанием «Клянусь Аллахом!». Простое «нет» может восприниматься как туманное выражение согласия. При встрече с друзьями или соперниками арабы с одинаковой при­ветливостью обнимаются, держатся за руки, достигая силь­ного ощущения присутствия другого человека.

Данная энциклопедия посвящена самым сущностным сто­ронам внутреннего мира людей, таким как потребность в поз­нании, смысле жизни, ценностях, идеалах.

 

Лихачев, Д. С. Письмо третье. Самое большое / Д. С. Ли­хачев // Лихачев, Д. С. Письма о добром и прекрасном. – Санкт-Петербург : БЛИЦ, 1999. – С. 7–8.

Есть такая притча. Когда Бог сотворил Землю, она коле­балась и дрожала, пока не были воздвигнуты на ней горы, чтобы твердь стала непоколебимой. Тогда ангелы спросили: «О Боже! Есть ли в Твоем творении что-нибудь крепче этих гор?». Бог отвечал: «Железо крепче гор, так как оно разбивает их». – «А есть что-нибудь сильнее железа?» – «Да, – отвечает Бог, – огонь сильнее железа, потому что он расплавляет его». – «А есть что-нибудь из созданного Тобой сильнее огня?» – «Есть вода, так как она тушит огонь». – «О Боже, но есть ли что-нибудь сильнее воды?» – спросили ангелы. «Да, ветер сильнее воды, так как он заставляет и ее двигаться». – «О, Вседержитель наш! Есть ли что-нибудь из созданного Тобой сильнее ветра?» – «Есть. Добрый человек, подающий милостыню».

Давайте посмотрим, как рассуждает о цели жизни ака­демик Д. С. Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном»: «А в чем самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро – это, прежде всего, счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую нужно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, зарожда­ется в детстве и в близком.

Все верно, человек не может жить без цели, без идеалов, без морали, если он хочет быть достойным своего звания. Ка­чества эти не врожденные. Их нужно воспитывать. Ребенок любит свою мать и своего отца, братьев и сестер, свою се­мью, свой дом. Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну. А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека. Надо быть патриотом, а не националистом. Нет необходимо­сти ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою».

 

Клепцова, Е. Ю. Проблема терпимости и толерантности в религиозных концепциях / Е. Ю. Клепцова // Клепцова, Е. Ю. Психология и педагогика толерантности. – Москва : Академический Проект, 2004. – С. 17–19.

Впервые проблема терпимости была поставлена в религи­озных концепциях и, в первую очередь, древних религиях стран Востока. Характер многих религий там отличался откры­тостью, способностью к интеграции близких религиозных сис­тем, проповедовал терпимость. С появлением джайнизма (VIV вв. до н. э.) провозглашаются принципы терпения и смирения, как важнейшие этические каноны общежития, отход от которых нарушает ход ахисмы (отказ от ненасилия) и от­рицательно сказывается на карме.

У буддизма (VIV вв. до н. э.) много общего с джайнизмом. Согласно ведущему этическому принципу ахисмы, в этой рели­гии провозглашается непротивление злу насилием, причем терпимости отводится пассивно-благожелательная позиция. Она состоит в смирении, в неуглублении страданий.

В индуизме, в частности в «Бхагавадгите», придается большее значение смирению, терпению и терпимости. Здесь вырисовывается целостная концепция последней, которая выступает и как ценность, и как знание, и как божественное качество, и как форма аскетизма тела.

Наиболее активную позицию терпимость занимает в дао­сизме, где провозглашается принцип У-вэй (недеяние), который в интересующем нас контексте может быть рассмотрен как «деяние–через–недеяние», где терпимость выступает как активная форма недеяния, главное условие ненасильствен­ного сопротивления.

Пожалуй, наиболее противоречивыми являются взгляды на терпимость в исламе. С одной стороны, там оправдыва­ется религиозная нетерпимость, достаточно вспомнить свя­щенную войну джихад, а с другой стороны, приветствуются прощение, терпение, способность сдерживать негативные эмоции и совершать добрые поступки.

В христианстве проблема терпимости решается наиболее последовательно, особенно в части, касающейся непротивле­ния и любви к своим врагам. Терпение и смирение здесь счита­ются важнейшими добродетелями.

 

Клепцова, Е. Ю. Терпимость и толерантность в философ­ско-этических учениях / Е. Ю. Клепцова // Клепцова, Е. Ю. Психология и педагогика толерантности : учеб. пособие для системы доп. проф. пед. образования. – Москва : Акад. проект, 2004. – С. 19–21.

Многие философские концепции терпимости и толерантно­сти вытекают из религиозных. Это ярко видно на примере русской теории. Особый вклад в разрешение этой проблемы внесли Л. Н. Толстой (концепция непротивления злу насилием) и Н. К. Рерих (идея терпимости как активной формы взаимодействия). Сюда можно отнести взгляды И. А. Ильина, М. М. Тареева, С. Н. Трубецкого, В. В. Розанова о веротерпимости.

Наиболее последовательно проблематика терпимости раскрыта у Л. Н. Толстого в его концепции о непротивлении злу насилием. Чтобы быть готовым к этому, человек должен по­бороть гордыню, стремление выделиться, быть лучше других, воспитать в себе терпимость, которая отождествляется ве­ликим писателем со смирением. Именно в нем он видит спасе­ние каждого индивидуума и всего населения планеты.

Л. Н. Толстой раскрывает некоторые содержательные ха­рактеристики смирения. К ним можно отнести гибкость – как проявление мудрости, силы духа; преодоление в себе гордости, самовозвеличивания, стремления выделиться, прославиться, которые, в свою очередь, показывают низость духа; неделание – как сознательный отказ от злых поступков; любовь.

О духовном терпении, как национальной особенности рус­ского характера, пишет И. А. Ильин, причем философ связы­вает его со смирением, полагая, что именно безропотность побуждает любовь, увеличивает ценность человека и возвы­шает его духовно. Ученый подчеркивает активную форму тер­пения, приводящую к совершенствованию духа, творческой активности.

Заслуживает внимания точка зрения В. В. Розанова о рели­гиозной терпимости. Для философа это осознание ценности друг друга, «разговор на равных», признание того, что «в стра­дании святость».

 

Крысин, Л. П. Современный словарь иностранных слов : свыше 7 000 слов и выражений, толкование значений, про­исхождение, употребление / Л. П. Крысин ; РАН. – Москва : АСТ-ПРЕСС, 2012. – 610 с.

Обратимся к пониманию толерантности в разных культу­рах. Так, в английском языке в соответствии с трактовкой Оксфордского словаря – это «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь». Во фран­цузском – «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов». В китайском языке быть толерантным означает «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других». В арабском – это «прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение... расположенность к другим». В персидском – «терпение, выносливость, готовность к примирению».

Таким образом, понимание толерантности и терпимости неоднозначно в различных культурах и зависит от истори­ческого опыта, культуры и традиций народов.

В научном обиходе «терпимость» заменяют синонимом «толерантность». В «Современном словаре иностранных слов» ей дается следующее определение: «tolerantia (лат.) – терпи­мость, терпение, устойчивость, выносливость, снисходитель­ность, способность переносить неблагоприятное воздействие».

 

Мигрантизация : [цикл ст.] // Знание–сила. – 2015. – № 2. – С. 19–40.

В ходе большого исследования, предпринятого Центром со­циально-трудовых прав и Центром этнополитических и регио­нальных исследований в 2013 году, ученые решили сравнить положение приехавшего на заработки мигранта с положением российского рабочего, занятого тем же трудом. И что же получилось? Как утверждают ученые, земля у нас приходит в страшное запустение. Молодежь стремится в города – чем крупнее, тем лучше. Оголяются огромные пространства, на которых некому жить. Так почему бы не заселить их миг­рантами? О том, поможет ли это решить наши демогра­фические, а тем самым и экономические проблемы, и что об этом думают специалисты, и идет разговор в журнале «Знание–сила».

Мы часто слышим выражение: «Ксенофоб несчастный» – это, собственно, кто такой? Что именно превращает наших соотечественников в людей, с неприязнью относящихся к тру­довым мигрантам?

В данном цикле статей вы узнаете о миграции и трудовых переселенцах, о заселении нашей страны приезжими из бывших советских республик и существующей демографической яме, о неприязни россиян к чужакам.

 

Народы мира : энцикл. / [ред. совет: А. О. Чубарьян (пред.), В. В. Ищенко, С. Г. Кордонский и др.]. – Москва : ОЛМА Медиа Групп, 2007. – 638 с. : цв. ил.

По библейской легенде, все люди когда-то были одним наро­дом и говорили на едином языке. Возгордившись, они стали строить Вавилонскую башню, по которой надеялись попасть на небо. За это Бог разгневался на них и разделил языки. Люди больше не могли легко договориться друг с другом, и стро­ительство башни прекратилось. Так возникли разные народы.

Многие хотели бы знать, сколько наций живет на планете. Но ответить на этот вопрос не в силах даже ученые. В спра­вочном издании представлено краткое описание более 600 на­родов мира. В каждой статье приведены данные о расовой принадлежности этноса, численности, местах проживания, языке общения и веровании. Описываются традиционные жи­лища, одежда, пища, а также общественное устройство, обы­чаи, а в ряде случаев происхождение и краткая история народа. В приложение вошли статьи о классификации рас, генеалоги­ческом и морфологическом разделении языков человечества, религиях мира.

 

Народы России: праздники, обычаи, обряды / [сост. Е. В. Широнина]. – Москва : РОСМЭН, 2012. – 95 с. : цв. ил. – (Детская энциклопедия Росмэн).

Культурное многообразие и этническая карта России фор­мировались многие столетия под влиянием различных факто­ров: окружающей среды, хозяйственной деятельности, мигра­ций, завоеваний. Множество народов объединились в единое го­сударство и сберегли при этом себя, свой язык. Сохранение самобытной культуры всех наций дает мощный толчок и силу для развития духовного потенциала, самовыражения, питает каждую народность. Сегодня представляется важным соеди­нить исторические традиции российского гуманизма с новыми принципами демократии, толерантности и формирующегося гражданского общества, в котором все россияне – жители од­ной страны.

В издании дается картина культурного многообразия на­ций, формировавшихся на протяжении многих веков. Пред­ставлены праздники, обычаи и традиции народов Российской Федерации.

 

Психодиагностика толерантности личности / [под ред. Г. У. Солдатовой, Л. А. Шайгеровой]. – Москва : Смысл, 2008. – 172 с. – (Психодиагностические монографии).

В современном мире угроза психотравмирующих факторов неуклонно возрастает. Все возрастающий ритм жизни, безумный калейдоскоп событий, груз ответственности, дефи­цит общения – все это определяет высокую экстремальность современного существования и, следовательно, предъявляет больше требований к психологической устойчивости человека. По сравнению с ними скорость эмоционально-нравственного взросления индивидуума намного ниже. Такое несоответствие вплотную ставит перед специалистами проблему психоло­гической устойчивости и требует заняться ею всерьез, причем не только в жизни отдельной личности, но и в глобальных все­человеческих масштабах.

Практическое пособие включает конкретные методы, по­зволяющие исследовать различные аспекты толерантности как психофизиологической и социально-психологической устой­чивости индивидуума. Пособие адресовано психологам, социологам, педагогам, студентам и аспирантам.

 

Рерих, Н. К. О Вечном… : сб. / Н. К. Рерих. – Москва : Политиздат, 1991. – 173 с.

Проблематике терпимости посвящены работы Н. К. Ре­риха. Человек, обделенный ею, в понимании русского философа и писателя «не милосерден... не великодушен и не знает дове­рия». Терпимость приобретается путем воспитания в себе этого качества, а испытание ею, как полагает Рерих, есть од­но из самых высоких. Важным условием формирования тер­пения–терпимости в себе философ видит сдерживание раздражительности, изжитие личностных страхов и эгоцент­ризма, а также культивирование внутри любви. Русские философы отождествляли терпение с терпимостью, которые закаляются «в несправедливости справедливых страданий».

 

Чубарьян, А. Мы показали многомерность истории / А. Чубарьян ; подгот. О. Филина // Огонек. – 2015. – № 9. – С. 17.

Пока политики враждуют, ученые пытаются догово­риться: в марте 2015 г. в Германии состоялась презентация российско-германского учебного пособия по истории. Совмест­ный учебник по истории для учителей средних школ скоро будет представлен и в России. На протяжении 12 лет историки двух стран искали общий язык, чтобы создать пособие, затраги­вающее знаковые эпизоды той или иной эпохи. Некоторые темы оказались спорными, например, пакт Молотова–Риббентропа, Сталинградская битва и др.

Авторы не пытались вынести кому-то вердикт, вырабо­тать официальную точку зрения по ключевым событиям нашей истории, а в первую очередь стремились представить разные суждения и показать многомерность прошлого. В том случае, когда мнения российских и немецких исследователей сущест­венно расходятся, – статьи помещены рядом в рамках одной темы. Одна из целей учебника – научить школьников уважать чужую точку зрения, позицию другой стороны. Благодаря этому, издание имеет большое общественно-политическое зна­чение, особенно сейчас. Его появление доказывает, что наука, культура и образование могут подниматься над политическими страстями и объединять людей, учить их слушать друг друга.

 

 

Краснодарский край – территория толерантности

 

Исторически сложилось так, что в нашем крае в тесном со­седстве оказались люди, говорящие на разных языках, испове­дующие различные религии и придерживающиеся сходных или, наоборот, совсем непохожих обычаев. Такое соседство, несмотря на определенные сложности, бесспорно, является благом, по­скольку создает условия для взаимного обмена опытом и духовного обогащения – ведь культура каждого народа непов­торима! Не подлежит сомнению, что тактичное и уважительное отношение к традициям друг друга – один из лучших путей к достижению взаимопонимания.

 

Об утверждении долгосрочной краевой целевой програм­мы «Гармонизация межнациональных отношений и разви­тие национальных культур в Краснодарском крае на 2013–2017 годы» : постановление главы адм. (губернатора) Крас­нодар. края от 1 авг. 2012 г. № 833 (ред. от 28.05.2013) // СПС«КонсультантПлюс».

Администрацией Краснодарского края сфере межэтниче­ских отношений уделяется особое внимание. Программа направ­лена на поддержку и распространение идей духовного единства и межнационального согласия, повышения уровня информиро­ванности населения об этническом разнообразии, истории и культуре всех народов, проживающих на Кубани. В ходе ее реализации проводятся праздники национальных общин, фес­тивали культур народов, осуществляется поддержка сайта Центра национальных культур г. Краснодара. На его страницах содержится информация об истории народностей, населяющих край, о деятельности национально-культурных общественных организаций, законодательных актах Российской Федерации и Краснодарского края в сфере межнациональных отношений.

Уже несколько лет действует муниципальная ведомствен­ная целевая программа профилактики экстремизма и гармо­низации межнациональных отношений в Краснодаре. Средства, выделяемые по программе, идут, в том числе, и на проведение круглых столов, научно-практических конференций, фестивалей, которые рассчитаны на знакомство с традициями и культурой разных народов.

 

Краснодар – город межнационального сотрудничества : [информ. буклет]. – Краснодар : Краснодар. издат.-поли­граф. комплекс, [2005?]. – 24 с.

Краснодар является многонациональным городом, на тер­ритории которого проживают представители 120 народ­ностей. Несмотря на пестрый состав, межнациональные от­ношения в краевом центре стабильны, без открытых проти­востояний и конфликтов. На территории города действует свыше 60 национально-культурных объединений. Крупнейшим из них на юге России является Центр национальных культур, созданный по инициативе администрации Краснодара и го­родского Совета народных депутатов в 1992 году. Деятель­ность этой организации направлена на сохранение мира и укрепление межнационального сотрудничества.

Изучение языков, проведение праздников разных народов, совместных вечеров позволяет узнать особенности культуры каждой из представленных национальностей. Достижения Центра нацкультур высоко оценены такими международными организациями, как ООН и ЮНЕСКО. В этой книге вы под­робно узнаете о его деятельности.

 

Краснодар – город мира // Краснодар. изв. – 2014. – 4 сент. – С. 6. (Дом ста народов).

В статье рассказывается о том, что благодаря реализации проекта «Краснодар – город мира», уже второй год ученики краснодарских школ знакомятся с культурой, традициями, обычаями различных этнических групп, проживающих на терри­тории Кубани. Дни культуры народов, организованные Центром национальных культур, проходят в рамках реализации городской целевой программы профилактики экстремизма и гармонизации межнациональных отношений.

Из статьи вы узнаете, в чем же заключается суть данного проекта.

 

Кубань многонациональная : этнограф. слов.-справ. / В. И. Колесов [и др.]. – Краснодар : Адм. Краснодар. края, 2007. – 233 с.

Кубанская земля считается одной из самых многонацио­нальных в стране. На ее территории проживают представи­тели 124 народов. На протяжении всей истории нашего края это всегда было одним из основных его богатств и досто­инств. Но в то же время такое обилие диаспор требует к себе постоянного внимания. Национальная государственная поли­тика не строится на пустом месте, она сохраняет преемст­венность в традициях, уходящих корнями в далекое прошлое, в котором было много ценного.

В разделе «Очерки из истории народов Кубани» вы позна­комитесь с историей и культурой основных этнических групп нашего региона. В приложениях узнаете о составе народностей Краснодарского края по данным Всероссийской переписи 2002 года. Там же представлены сведения о зарегистрирован­ных национальных общественных объединениях.

 

Павелко, Н. Н. Культура толерантности в традициях на­родов Северного Кавказа / Н. Н. Павелко // Федор Андреевич Щербина, казачество и народы Юга России: история и сов­ременность : сб. материалов VI междунар. науч.-практ. конф. – Краснодар : ИМСИТ, 2007. – С. 198–212.

Северный Кавказ – регион сложный в языковом, этничес­ком, религиозном отношениях. Здесь на довольно небольшой территории издавна бок о бок проживают народы, отли­чающиеся друг от друга особенностями хозяйствования, быта, традициями повседневной жизни. Подобное разнообразие сфор­мировалось в давние времена и сохраняется на протяжении многих веков. Особенностью региона можно считать и то обстоятельство, что многочисленные различия и несходства существовали не только между этносами, но зачастую и внут­ри одной народности – нередко отдельные села, общины были обособлены друг от друга, что приводило к формированию «своих», локальных традиций и обычаев внутри каждого села. В целом принцип доброжелательного, миролюбивого отношения к окружающим признавался необходимым на всех уровнях – от семьи до общины.

Старинное аварское изречение гласит: «Подбодряй семью, радуй друга, будь ласков с родителями, уживчив с соседями и приветлив к гостю». Согласно нормам «нохчалла» – своеоб­разного кодекса чести чеченцев – требовалось проявлять ува­жение к любому человеку, причем почтение тем большее, чем более он далек по родству, вере или происхождению. В на­роде говорят: обида, которую ты нанес мусульманину, может быть прощена, ибо возможна встреча в судный день; не прощается оскорбление, причиненное человеку иной веры, ибо такой встречи не будет никогда… У дагестанских народов при совершении торговых сделок считалось предосудительным при прочих равных условиях отдавать предпочтение покупателю-му­сульманину перед иноверцем.

Важная предпосылка для взаимопроникновения культур – это и горские обычаи: гостеприимство, куначество, аталыче­ство. Чеченские обычаи хлебосольства предполагали, например, что гостю не только давались кров и пища, но и оказывалось содействие в его делах, а также вооруженная защита в случае необходимости.

Взаимообогащению культур, укреплению дружеских связей горцев и казаков содействовал обычай аталычества – обмена детьми в семьях. Между казаками и чеченцами было принято отдавать ребят на воспитание из станиц в аулы и наоборот, что давало им знание чужого языка, грамоты, обычаев и т. д.

Традиции гостеприимства, отличавшиеся у отдельных на­родов некоторым своеобразием, повсеместно имели сакральное обоснование: посетивший ваш дом – посланник Бога. «Гость от Бога» – такова распространенная на Кавказе пословица. А если хозяин не оказал почета, то и поле у него не заколосится – так говорили в Дагестане. Нации этого региона накопили богатейший опыт взаимной терпимости, разумного приспосо­бления, достойных компромиссов, разностороннего сотрудниче­ства. С обычаями гостеприимства, куначества, аталычества у народов Кавказа вы познакомитесь, прочитав данную статью.

 

Трамвай дружбы : торжеств. запуск трамвая состоялся в Краснодаре  [23 мая 2014 года] // Кубань сегодня. – 2014. – 27 мая. – С. 1.

Краснодар – это место, где тесно переплетаются судьбы разных народов. И что важно – их культуры взаимодополняют и обогащают друг друга. Представители студенчества города выступили с идеей проекта «Дружелюбный трамвай», цель ко­торого – знакомство с историей различных диаспор, формиро­вание толерантного сознания и поведения в краевом центре. Отличительная особенность вагончика заключается в особом стилизованном оформлении, характеризующем многонацио­нальность Краснодара. Образ такого трамвая должен наво­дить горожан на мысли о межкультурном диалоге и дружбе между народами.

Запуск «Трамвая дружбы» состоялся 23 мая 2014 года. По пути следования на остановках его встречали студенты краснодарских вузов и колледжей, подготовившие различные национальные гостиные с презентацией культур народов на­шего края. Яркий вид трамвая дополняют фраза «Краснодар – наш общий дом!» и цитата Н. А. Бердяева «Всякая националь­ность есть богатство единого и братски объединенного чело­вечества, а не препятствие на его пути». «Трамвай дружбы» курсировал в краевом центре в течение полугода. Орга­низаторами акции стали управление по делам молодежи города и студенческий совет на общественных началах при главе муни­ципального образования г. Краснодар.

 

Хушт, З. Город, комфортный для проживания / З. Хушт // Краснодар. изв. – 2015. – 17 янв. – С. 3.

Интерес к межнациональной проблематике в столице Куба­ни достаточно велик. По результатам социологического иссле­дования «Межнациональные отношения в Краснодарском крае», 77,9 % опрошенных считают наш город комфортным для проживания, в том числе и в плане межэтнического взаи­модействия.

Статья рассказывает о том, какие меры, способные нала­дить и поддерживать благоприятный межнациональный кли­мат, предлагают респонденты.

 

 

Послесловие

 

Не подлежит сомнению, что тактичное и уважительное от­ношение к культурным традициям друг друга – один из ведущих путей к достижению взаимопонимания.

В последнее время наблюдается повышенный интерес части населения к своим корням, национальной истории, народной культуре. Это следствие интенсивных межэтнических контактов, вызванных массовой миграцией, обменом школьниками, сту­дентами, специалистами, туризмом, средствами массовой ком­муникации. Подобные контакты актуализируют этническую идентичность, поскольку лишь через сравнение можно вполне осознать свою «русскость», «украинство», «еврейство» и т. д.

Но вглядитесь в обряды, вслушайтесь в слова и мелодии, и вы почувствуете что-то близкое и понятное – общечело­веческое: в русских и адыгских, украинских и татарских, греческих и армянских и других народных обычаях, песнях, пословицах запечатлены общие и вечные образы и темы.

 

 

При оформлении обложки использованы изображения с сайтов:

http://www.tolera№ce.ru/

http://ju№gterra.ru/yazyk–cveta–v–raz№yx–kulturax–drev№ij–vostok/

 

 

 

СПРАВОЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ

 

XXI век – век толерантности

 

 

Обзор литературы

 

 

 

Составитель

Бекташева Деляра Умеровна

 

 

 

Главный редактор   О. В. Кирьянова

Редакторы:       А. Н. Гостева, И. В. Крутолапова, С. В. Московая,

                     Е. В. Семерикова

Отв. за выпуск        Е. А. Мирошниченко.

 

 

 

Подписано в печать 19.06.2015.

Формат 84´108/32. Бумага офсетная.

Гарнитура Times New Roman. Печать цифровая.

Усл. печ. л. 1,37. Уч.-изд. л. 1,37.

Редакционно-издательский отдел МУК ЦБС города Краснодара,

ЦГБ им. Н. А. Некрасова.

 

350000, Россия, г. Краснодар, ул. Красная, 87/89.

 

 Cкачать / Посмотреть

 

Рекомендуем посетить