Мы в ответе за тех, кого приручили

«Мы в ответе за тех, кого приручили»

Библиотерапия по повести Г. Троепольского «Белый Бим Черное ухо»

 

«…Читатель – друг!..

Ты подумай! Если писать только о доброте, то для зла – это находка, блеск, если писать только о счастье, то люди перестанут видеть несчастных, и, в конце концов, не будут их замечать; если писать только о серьёзно-прекрасном, то люди перестанут смеяться над безобразным … »

Уважаемые читатели, сегодня я приглашаю вас совместно обсудить книгу Троепольского «Белый Бим, Черное ухо». Возможно, эта книга научит нас не только доброму отношению к животным, но также научит нас взаимодействовать с людьми. А, может, даже убережет от воздействия на нас отрицательных персонажей.

Читая книгу, многие хотят, чтобы у них появилась собака. Но чтобы ее воспитать, необходим ежедневный труд. И автор на протяжении всей повести с огромной любовью, терпением, последовательностью воспитывает и тренирует собаку.

«Но Бим – пока малыш и милый собачонок. Все будет зависеть в нем от меня, от хозяина».

Он научил его аккуратности в доме, навыкам охоты, навыкам взаимодействия с другими людьми.

В книге постоянно проводится параллель между волком и собакой.

  • как вы думаете, про что это?
  • чем отличается собака от волка?

Может, про то, что собака доверяет человеку, а волк не доверяет…

«Верил Бим в доброту человека. Великое благо – верить. И любить. Собака без такой веры уже не собака, а вольный волк или же – еще хуже – бродячий пес».

Может, и человека хорошего от плохого отличает именно это: доверие или недоверие?

Читая книгу, мы видим, что автор не только хотел научить нас милосердию, доброте, но и объяснить, как отличать хороших людей от плохих, как защититься от последних. А чтобы мы поняли серьезность положения, позволил погибнуть своему горячо любимому герою.

«….небольшого роста, визгливенькая и жирная, она, однако, днями сидела на скамейке во дворе с другими свободными женщинами. Однажды Бим даже лизнул ей руку (не от избытка чувств только к ней лично, а к человечеству вообще), отчего та взвизгнула и стала кричать что-то на весь двор, обращаясь к открытым окнам. Что уж она там кричала, Бим не понял, но испугался, бросился прочь и зацарапал в дверь домой».

«– Очень уж вы с ней… Грубовато, – сказал Иван Иваныч.

«– Иначе нельзя, говорю вам: весь двор перемутит, знаю. Раз говорю, значит, знаю. Вот они где мне, эти сплетницы да смутьяны. – Он похлопал себя по загривку. – Делать-то ей нечего, вот она и норовит, кого бы ей укусить. Таких распусти – весь дом пойдет чертокопытом».

Давайте мы попробуем определить основные черты врага Бима, которые мы увидели в отрывке:

– ненависть ко всем людям

– неумение радоваться за других

– внимание и доброе отношение к себе воспринимается как угроза; недоверие ко всем людям.

– обращаются с жалобами сразу в вышестоящие организации.

– жалобы носят вымышленный характер.

– эти люди не стремятся к изменениям, они никогда не считают себя виноватыми.

«Потом он как-то стал (чутьем, что ли?) определять, кого надо обходить и сторониться. Добрых было огромное большинство, злых – единицы, но все добрые боялись злых. Бим же – нет, не боялся, но ему было тоже не до них».

«Тётка и Курносый – люди просто нехорошие. А вот этот… этого Бим уже ненавидел! Бим начинал терять веру в человека».

  • Чем Серый отличался просто от Тетки с Курносым?

Тетка раздражительна, скандальна, а у Серого зло спланировано, продумано. Он продумывает до мелочей свои, можно сказать, преступления.

Нельзя недооценивать этих злых людей, ведь даже Бим при его чутье и уме не смог спастись от них.

«О великое мужество и долготерпение собачье! Какие силы создали вас такими могучими и неистребимыми, что даже в предсмертный час вы движете тело вперед? Хоть помаленьку, но вперед. Вперед, туда, где может быть, окажется доверие и доброта к несчастной, одинокой, забытой собаке с чистым сердцем».

И даже обладая такими качествами, собаке не удалось выжить.

В жизни не всегда легко отличить добро и зло, но в повести о Биме добро и зло не перемешивается, а узнается с первого взгляда. На одном полюсе – доброта, доверие, на другом – бесчеловечность, жестокость, зло рядом с ложью. Отношение к судьбе одинокого пса разделило людей на два лагеря.

В заключение я хочу предложить вам прочитать притчу.

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.

 

– В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь...

Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность...

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

– А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

– Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.