Муниципальное учреждение культуры

муниципального образования город Краснодар

«Централизованная библиотечная система

города Краснодара»

Центральная городская детская библиотека

им. В. Б. Бакалдина (филиал № 9)

Центр информации по проблемам семьи и детства


КАК СТАТЬ


ИДЕАЛЬНЫМИ РОДИТЕЛЯМИ?

 

10 


Методические рекомендации

 

Краснодар

2020


 

Уважаемые читатели! Мы предлагаем вашему вниманию несколько советов, которые помогут вам стать идеальными родителями. 

Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют подрастающее поколение, что приводит к появлению у него комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у сына или дочери и т. д. Что же делать, чтобы этого не произошло? Об этом мы вам и расскажем в данном издании. 

Мама и папа должны постоянно сообщать ребенку, что тот им нужен и важен, что его существование для них – радость. А если он делает что-то неправильно, не слушается, раздражает? Как быть в этих случаях? 

Вообще дети по-разному реагируют на родительские «не так»: одни грустнеют и теряются, другие обижаются, третьи бунтуют: «Раз плохо, не буду вообще!» Чтобы лучше понять такое поведение, вспомните себя в их возрасте. Вам тоже было сложно что-то сделать, а теперь – легко. Навязывая эту «простоту» ребенку, которому на самом деле трудно, вы поступаете несправедливо. Он вправе обижаться. 

Как же научить, если не указывать на ошибки? Во-первых, не стоит обращать внимание на каждый промах, во-вторых, лучше обсудить его позже, в спокойной обстановке и, наконец, замечания всегда надо делать на фоне общего одобрения. 

Запомните: дети знают о своих ошибках, но относятся к ним более терпимо. Мы же, родители, замечаниями хотим скорее добиться лучших результатов, а получается часто наоборот. 

Четыре результата учения 

Когда ваш ребенок чему-то учится, то общий итог будет состоять из нескольких частных результатов. 

Первый, самый очевидный – знание, которое он получит или умение, которое освоит. 

Второй – тренировка общей способности учиться. 

Третий – эмоциональный след от занятия: удовлетворение или разочарование, уверенность или неуверенность в своих силах. 

Наконец, четвертый результат – след на ваших взаимоотношениях с ним, если вы принимали участие в занятиях. Здесь итог может быть положительным (остались довольны друг другом) либо отрицательным (пополнилась копилка взаимных недовольств). 

Запомните: родителей подстерегает опасность ориентироваться на первый результат. Ни в коем случае не забывайте об остальных трех! 

Что делать, если ребенок чем-то занят самостоятельно? 

Совет № 1. Не вмешивайтесь в его дело, если он не просит помощи. Таким образом вы будете негласно сообщать: «Ты справишься!» 

Ребенок натолкнулся на серьезную трудность, с которой не может справиться? Тогда позиция невмешательства не годится, она может принести только вред. 

«Ты что, маленький? Сам разбирайся». Почему родители часто отвечают так? Скорее всего, из лучших побуждений, они хотят приучить детей быть самостоятельными, не бояться трудностей. 

Бывает, конечно, и другое: некогда, неинтересно или родитель сам не знает, как надо. Все эти «педагогические соображения» и «уважительные причины» – главные препятствия на пути выполнения следующей рекомендации. 

Совет № 2. Если ребенку трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. При этом: 

1. Возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому. 

2. По мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему. 

Очень хорошо начать с фразы: «Давай вместе». Эти волшебные слова открывают дверь в область новых умений, знаний и увлечений. 

Как понять, что нужно применить совет № 2? Ребенок прямо просит о помощи, либо жалуется, что у него не получается, что он «не знает как», либо вообще оставляет начатое дело после первых неудач. 

Это не просто добрый совет. Он опирается на психологический закон, открытый выдающимся психологом Львом Семеновичем Выготским, который назвал его «зоной ближайшего развития ребенка». Известно, что в каждом возрасте для малыша существует ограниченный круг дел, с которыми он может справиться сам. За его пределами – действия, доступные только при участии взрослого. По мере развития ребенка круг умений расширяется за счет того, что он выполнял вместе со взрослым. 

Другими словами, завтра малыш будет делать сам то, что сегодня делал с мамой. Это и есть «зона ближайшего развития» – это золотой запас ребенка, его потенциал на ближайшее будущее. 

Представим себе, что у одного малыша эта зона широкая, то есть родители с ним много занимаются, а у другого узкая, так как его часто предоставляют самому себе. Первый будет развиваться быстрее, чувствовать себя увереннее, успешнее, благополучнее. 

Стремление ребенка завоевывать все новые «территории» дел очень важно, и его следует охранять как зеницу ока. Как уберечь естественную активность ребенка? 

Оказывается, родителей подстерегает здесь двойная опасность. Первая – слишком рано прекратить совместные действия, что в итоге приведет к падению у чада интереса и желания к делу. Вторая – наоборот, слишком долгое и настойчивое (занудливое) участие матери или отца, т. е. в течение нескольких дней совместно повторять одно и тоже, не давая ребенку сделать это самостоятельно. В итоге ему надоест бессмысленное занятие, а уж в присутствии взрослого – непременно! 

Вывод: «из педагогических соображений» оставлять ребенка одного там, где ему трудно, – грубая ошибка. Это значит не учитывать основной психологический закон развития. 

Надо сказать, что дети хорошо чувствуют и знают, в чем они сейчас нуждаются. Как часто они просят: «Поиграй со мной», «Пойдем погуляем», «Давай повозимся», «Возьми меня с собой», «А можно я тоже буду?». 

И если у вас нет действительно серьезных причин для отказа или отсрочки, ответ пусть будет только один: «Да!».

 

Личность и способности ребенка намного лучше развиваются в той семье, где родители ответственно относятся к выполнению своих обязанностей по воспитанию. Более подробно об этой теме мы предлагаем почитать в книгах, которые есть фонде ЦГДБ им. В. Б. Бакалдина.

 

Гиппенрейтер, Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю. Б. Гиппенрейтер. – Москва ; Владимир : АСТ : Астрель : ВКТ, 2008. – 238, [1] c. : ил. – Текст : непосредственный. 

Гиппенрейтер, Ю. Б. Продолжаем общаться с ре­бенком. Так? / Ю. Б. Гиппенрейтер. – Москва ; Вла­димир : АСТ : Астрель : ВКТ, 2012. – 254, [2] с. – Текст : непосредственный. 

Дружинин, В. Н. Психология семьи / В. Н. Дружинин. – 3-е изд. – Санкт-Петербург : Питер, 2011. – 176 с. : ил. – Текст : непосредственный. 

Захарова, Ю. А. Энциклопедия детских проблем / Ю. А. Захарова. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2011. – 253 с. – (Психологический практикум). – Текст : непосредственный. 

Ломтева, Т. А. Большие игры маленьких детей : учимся понимать своего ребенка (от 0 до 14 лет) / Т. А. Ломтева. – Москва : Дрофа-Плюс, 2005. – 262, [7] с. : ил. – Текст : непосредственный. 

Могилевская, Е. В. Корабль «Семейное счастье» : путеводитель по морю отношений / Е. В. Могилевская. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2012. – 253, [1] с. – (Психологический практикум). – Текст : непосредственный. 

Петрова, Л. И. Родители – особая профессия / Л. И. Петрова. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2010. – 318, [2] с. – (Сердце отдаю детям). – Текст : непосредственный. 

Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс, К. Долджин ; пер. с англ. под науч. ред. Е. И. Николаевой. – 12-е изд. – Санкт-Петер­бург : Питер, 2012. – 816 с : ил. – (Мастера психологии). – Текст : непосредственный. 

Руденко, В. И. Родители и подростки : умные отношения / В. И. Руденко. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2011. – 219 с. – (Мир вашего ребенка). – Текст : непосредственный.


 

Уважаемые родители, 

приходите в Центральную городскую детскую библиотеку 

им. В. Б. Бакалдина (филиал № 9), 

Центр информации по проблемам 

семьи и детства, по адресу: 

гор. Краснодар, ул. Коммунаров, 201. 

Тел. 255-03-06.  

Следите за новостями на нашей
страничке в «Инстаграме»:
@biblib_9 

 

Заходите на сайт детских
муниципальных библиотек
Краснодара «Страна Книгочиталия»
в раздел «Как быть?»:

http://neklib.kubannet.ru/index.php/detskie-biblioteki-krasnodara/3890-kak-byt

 

 

 

Составитель В. В. Иваненко 

Главный редактор О. В. Кирьянова 

Редакторы: А. Н. Гостева, В. В. Золотарева, 

П. Н. Попова, Е. В. Федулова 

Отв. за выпуск Е. А. Мирошниченко

  

Картинка с сайта: 

https://hcenter-irk.info/sites/default/files/pochetnaya_semya_2019.jpg

 

 

 

 

 

 

©МУК ЦБС города Краснодара, 2020