20

Уважаемые родители!

Жизнь показывает, что на трудных детей традиционные методы воспитания не оказывают должного воздействия. Значит нужно искать новые подходы.

Для этого необходимо помнить, что вызывающее поведение подростков – всего лишь проявление «защиты». Как правило, у них крайне низкая самооценка и повышенная ранимость, которую они скрывают неподчинением и агрессией. Родители должны помогать таким детям развивать нужные качества личности и черты характера, преодолевать недостатки. Для этого нужно использовать разумные методы и приемы педагогического воздействия, такие как:

  • доверие;
  • моральная поддержка и укрепление веры в свои силы;
  • вовлеченность в интересную деятельность;
  • проявление доброты, внимания, заботы;
  • просьба;
  • поощрение (одобрение, похвала, награда, доверие, выражение положительного отношения).

Применяя последний метод, руководствуйтесь следующим:

  • поощряйте каждыйнерядовой для дан­ного ребенка или в определенных условиях поступок;
  • форму и цену награды выбирайте значимую для конкретного подростка, чтобы компенсировать те трудности, которые он преодолел, совершив положительный поступок;
  • любое поощрение должно вызывать положительные эмоции;
  • хваля ребенка, следует указывать конкретное действие, являющееся причиной вашего отношения;
  • помните: что бы ни случилось, не лишайте подростка заслуженной награды;
  • никогда не отнимайте подаренного вами или кем бы то ни было; ребенок должен знать: несмотря ни на что, он хороший. Этого простого и главного утверждения ждут от родителей дети.

Старайтесь не приказывать, не уговаривать и не внушать что-либо однообразно и многократно. Если все-таки обстоятельства вынуждают, то:

  • приказывайте решительно и твердо, но обя­зательно доброжелательно;
  • всегда учитывайте состояние ребенка;
  • не унижайте его, уважайте тайну подростка;
  • избегайте «навешивания ярлыков», соблюдайте закон неприкосновенности личности.

Определяйте только поступки, конкретные действия. Не «ты плохой», а «ты сделал плохо», не «ты жестокий», а «ты жестоко поступил».

Вот еще несколько секретов, которые помогут вам в выстраивании доверительных отношений с трудным подростком.


1.«Авансирование» личности. Высказывайте положительное мнение о ребенке, хотя он этого в настоящее время в полной мере еще не заслуживает.


2.Обходное движение. Отношение взрос­лого к трудновоспитуемому находит в каждом отдельном случае свой особый отклик. Например, ребенок, совершивший проступок в отно­шении друга, пребывает в затруднительном положении: товарищ относится к нему враждебно, подозревает или обвиняет его в чем-то. Конфликт нарастает, приближается развязка. В подобном случае безоговорочная поддержка родителя производит сильное впечатление: подросток удивлен неожиданностью событий; опасн­ость миновала, он счастлив и благодарен за поддержку.

Тревога и напряжение сменяются облегчением и радостью. Такие минуты не забываются. Взрослый становится для него близким человеком, которому можно доверить сокровенное.


3.Прощение. Умение прощать – важное качество для педагогов и родителей. Самое главное – здраво оценивать факты.


4.Убеждение и личный пример. Взрослый должен уметь разъяснять, доказывать правильность определенного поведения либо допустимость какого-то поступка. В этом ему поможет личный пример – важный аргумент правоты родителя. Тончайшим инструментом воздействия на душу ребенка является слово. Применяя его, необходимо знать чувство меры, не переходить на повышенный тон. Крик – это педагогическое невежество. Он воспринимается детьми как несправедливость. Опора на лучшие качества личности трудного ребенка, вера в его силы и возможности, доверие к нему – вот, что обеспечит успех.

Уважаемые родители, какой бы поступок ни совершил подросток, он нуждается в сочувствии. Оно ему не навредит, но растопит лед недоверия и отчуждения. Это первый шаг взрослых на пути к ребенку, чтобы правильно понять его, принять и вовремя помочь.


Предлагаем вашему вниманию книги, которые подскажут, как вести себя с ребенком, когда ему трудно.

 

Списокрекомендованной литературы

Астахов, П. А. Я и улица / П. А. Астахов. – Москва : Эксмо, 2009. – 80 с. : ил. – (Детям о праве). – Текст : непосредственный.

Дмитриева, К. Как любить ребенка, не боясь избаловать / К. Дмитриева. – Москва : АСТ, 2014. – 256 с. – (Самые важные книги мамы). – Текст : непосредственный.

Захарова, Ю. А. Энциклопедия детских проблем / Ю. А. Захарова. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2011. – 253 с. – (Психологический прак­тикум). – Текст : непосредственный.

Фабер, А. Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили / А. Фа­бер, Э. Мазлиш ; (пер. с англ. А. За­вельской). – Москва : Эксмо, 2012. – 336 с. : ил. – Текст : непосредственный.

 

Полезные телефоны

Уполномоченный по правам ребенка в Крас­нодарском крае Т. Ф. Ковалева: 8 (861) 268-43-15, 8 (861) 268-41-17.

Общероссийский бесплатный круглосуточный детский телефон доверия: 8-800-2000-122.

Дежурная часть ГУ МВД России по городу Краснодару: 8(861) 259-50-45, 8(861) 224-16-72.

Телефон доверия ГУ МВД России по Крас­нодарскому краю: 8(861) 224-58-48.

Антинаркотическая комиссия администрации города Краснодара: 8(861) 253-88-65.


Уважаемые родители,

приходите в Центральную городскую детскую библиотеку

им. В. Б. Бакалдина (филиал № 9),

Центр информации по проблемам

семьи и детства, по адресу:

гор. Краснодар, ул. Коммунаров, 201.

Тел. 255-03-06. 

Следите за новостями на нашей
страничке в «Инстаграме»:
@biblib_9 

Заходите на сайт детских
муниципальных библиотек
Краснодара «Страна Книгочиталия» в раздел «Как быть?»:

http://neklib.kubannet.ru/index.php/detskie-biblioteki-krasnodara/3890-kak-byt

 

Составитель В. В. Иваненко

Главный редактор О. В. Кирьянова

Редакторы: А. Н. Гостева, В. В. Золотарева,

П. Н. Попова, Е. В. Федулова

Отв. за выпуск Е. А. Мирошниченко

  

При оформлении издания использована картинка из журнала «Семья и школа» (№ 1–2, 2015).

 

 

 

 

 

  

©МУК ЦБС города Краснодара, 2020