10.08.20. Музыка столетий

  Павана, как танец, появилась в начале 16 века. По одной из версий, это название произошло от имени итальянского города Падуя, по другой – у паваны испанское происхождение. В переводе с испанского Pavana – «павлин», что наводит нас на мысли о торжественности танца.

  Павана – танец не только торжественный, но и благородный. На протяжении всего танца используется только одно па – шаг Паваны, который может быть простым или двойным и делаться вперёд, назад или в сторону. Павану можно было увидеть во время торжественных церемоний: на придворных балах, при отбытии невесты в церковь, при свершении крестных ходов духовенства, выходе князей, членов городского управления. Характер ее столь серьезен и возвышен, что встречались образцы, посвященные Богоматери. В каждой стране характер движений и манера исполнения Паваны имели свои особенности: во Франции – шаги плавные, медленные, грациозные, скользящие, в Италии – более оживленные, беспокойные, чередующиеся с маленькими прыжками. В народе в 16 веке ее не танцевали.

  Придворные, исполнявшие Павану, должны были соблюдать не только шаги, но и дресс-код: кавалеры при шпагах, в богатых плащах, а дамы – в бальных платьях. Одновременно Павану исполняли всего одна или несколько пар, а правом первыми выйти на паркет обладали лишь король с королевой, за ними шли остальные, но непременно в порядке знатности.

  Со второй половины 16 века танцевальная Павана практически вышла из употребления, но продолжала существовать до конца 17 века, как самостоятельная инструментальная пьеса или часть крупной формы (медленный темп, двудольный метр, торжественно-величавый характер). В 18 веке Павана совершенно исчезла. Очень редко, но все же она встречается в 19 веке, например, в операх К. Сен-Санса «Этьенн Марсель», «Прозерпина». К ней обращаются и композиторы 20 века, например М. Равель – «Павана на смерть инфанты», Павана Спящей красавицы из сюиты «Моя матушка гусыня». Традиционная Павана содержится в балете «Золушка» С. Прокофьева, в цикле симфонических гравюр «Дон Кихот» К. Караева, в опере «Мария Стюарт» С. Слонимского.

  Народный самодеятельный коллектив камерный ансамбль старинной музыки «Возрождение» знакомит нас со стилизованным танцем «Павана» в исполнении Натальи и Николая Макаренко.

  С танцами эпохи Возрождения можно познакомиться из литературы:

  – Nevile Jennifer, Танец и Сад в Европе эпохи Возрождения. Статическая хореография и хореография в движении (Dance and the Garden: Moving and Stating Choreography in Renaissance Europe), в журнале «Renaissance Quarterly» (Vol. 52, No. 3 1999), стр. 805–863 (пер. с англ. Лаврецова Юлия);

  – Васильева Е. Танец. – Москва, 1968;

  – Эльяш Н. Образы танца. – Москва, 1970.

888